Кто и как пишет банковские стратегии

Стоит ли банкам отдавать написание стратегий развития на аутсорсинг или лучше формулировать цели и задачи самостоятельно? Сколько стоят стратегии, написанные внешними консультантами, и окупаются ли затраты банков на их привлечение?

Готовы ли банки предоставлять «людям со стороны» конфиденциальную информацию о своих финансовых итогах, своих достижениях и «провалах»? Как складываются отношения между независимыми экспертами, нанятыми для создания стратегии развития, с одной стороны, и топ-менеджерами и собственниками банков — с другой?

На эти вопросы «БО» ответили руководители ведущих российских и международных консалтинговых фирм.— Какие цели ставят перед собой банки при написании стратегии развития — отчитаться перед акционерами, привлечь инвесторов,запланировать развитие, перестроить бизнес?

Штефан Дертниг,

старший вице-президент The Boston Consulting Group, московский офис:

— Иметь стратегию — это то же самое, что иметь план. Есть люди, которые, не имея плана, становятся успешными, однако вероятность успеха тех, кто имеет ясное представление о том, чего он хочет и как этого достичь, гораздо выше.

После развала Советского Союза будущее было труднопредсказуемым, это было время оппортунистического успеха — достаточно было оказаться в нужное время в нужном месте. После семи лет экономического роста в России ситуация стала более стабильной, более предсказуемой, и, таким образом, видение будущего становится более ясным для владельцев бизнеса.

Это справедливо и для финансового сектора в России, где рост высок, внедрение инновационных технологий и консолидация приводят к успеху, в результате чего банковский «ландшафт» претерпевает стремительные изменения. В такой ситуации ни один банк не может позволить себе не иметь стратегии — не иметь поставленных целей, не осознавать своих конкурентных преимуществ, своих знаний и умений, которые помогут достичь этих целей.

В более широком смысле банковское сообщество оценивает тот или иной банк исходя из имеющейся у него стратегии.

Открываем счет 643 RUB в банке и требуем конвертации относительно 810 RUR


Олег Соколов,

директор отдела бизнес-консультирования КПМГ в России и СНГ:

— Стратегию развития в настоящее время считает необходимым разработать практически каждый уважающий себя банк. В числе мотивов, побуждающих банки разрабатывать данные документы, вполне естественные причины, связанные с необходимостью долговременного планирования и прогнозирования в условиях существенно изменяющихся условий деятельности на финансовых рынках.

Разумеется, интерес инвесторов и перспективных акционеров к стратегическим планам развития банка является вполне оправданным.

Томас Мартин,

партнер компании «Делойт», СНГ:

— Сейчас любой серьезный банк, активно взаимодействующий с игроками рынка, международными инвесторами и рейтинговыми агентствами, прекрасно понимает: первый документ, который попросят предоставить контрагенты, — это стратегия развития. Наличие таковой значительно улучшает имидж банка.

Второй мотив — банк, например, собирается выйти на рынки капитала, продать часть своих ценных бумаг или даже 100-процентный пакет акций. Понятно, что сделать это, не имея четкой стратегии развития, то есть ясного видения своих целей, конкурентных преимуществ и перспектив, практически невозможно.

Третий мотив — это когда сами собственники и главные акционеры банка хотят иметь стратегию развития, которая охватывала бы длительный период. В России все больше компаний разрабатывают сейчас стратегии развития, рассчитанные на 5, 10 и даже 15 лет деятельности.

Микаэл Горский,

управляющий партнер BSCol МАГ КОНСАЛТИНГ:

— Та или иная стратегия есть у любого банка. Другое дело, что нередко стратегия сводится к тому, чтобы исполнять все мыслимые виды банковских операций в объеме, который позволяет лицензия.

Приоритеты же могут задаваться совершенно случайно и зависеть от профессиональных интересов менеджеров или сиюминутных задач акционеров. Переход от такой «стратегии» к сфокусированной конкурентной стратегии, структурированной и формализованной в соответствии с общепринятыми нормами, происходит всегда по одной причине: банк начинает ставить перед собой долгосрочные цели своего развития.

При разработке плана достижения этих целей банк неизбежно придет к необходимости сегментировать клиентов и оценить их потребности, понять конкурентную ситуацию и выработать свое уникальное торговое предложение по каждому из предлагаемых банковских продуктов. Все это и будет стратегией банка.

Безусловно, наличие такого документа поможет и защитить перед акционерами свой бизнес-план, и подготовиться к привлечению инвесторов, как портфельных, так и стратегических; и создать детальный план развития как набор действий по реализации стратегии банка; и перестроить организацию таким образом, чтобы она смогла наилучшим образом исполнять стратегию.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: