Нужно ли составлять счета-фактуры при продаже товаров дистанционным способом физическим лицам?

Торговая организация осуществляет продажу товаров через интернет-магазин. Товары доставляются до покупателей – физических лиц почтовыми отправлениями с наложенным платежом (через ФГУП «Почта России»).

Покупатели оплачивают товары наличкой при получении. Впоследствии денежные средства зачисляются на расчетный счет торговой организации.

Должно ли предприятие торговли выставлять счета-фактуры в адрес покупателей, если да, то в каком порядке?

Несколько слов о порядке продажи товаров дистанционным способом Продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, Интернета, сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора, признается продажей товаров дистанционным способом (Правила продажи товаров дистанционным способом[1]). Таким образом, реализация товаров через интернет-магазин является одной из форм дистанционной торговли.

При такой форме работы на продавца налагается ряд обязанностей, в частности он должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, месте его изготовления, цене и порядке оплаты, об условиях приобретения товара, о порядке его доставки, сроке службы и гарантийном сроке. Кроме того, покупателя следует проинформировать о месте нахождения продавца, его полном фирменном наименовании.

Указанная информация размещается на сайте.

В момент доставки товара продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров – на русском языке):

  • наименование технического регламента (иное обозначение, установленное законодательством РФ о техническом регулировании), свидетельствующее о подтверждении соответствия товара;
  • сведения об основных потребительских свойствах товара (в отношении продуктов питания – сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки продуктов питания, противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях);
  • о цене в рублях и условия приобретения товара;
  • сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • сведения о сроке службы или сроке годности товаров;
  • о месте нахождения, фирменном наименовании изготовителя (продавца), месте нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара – о наименовании страны происхождения товара;
  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды, и о предотвращении причинения вреда имуществу покупателя;
  • сведения о правилах продажи товаров;
  • информация о порядке и сроках возврата товара;
  • информация об энергетической эффективности товаров (если таковое предусмотрено российским законодательством).

Флористика для начинающих: как составить букет из роз своими руками (мастер класс).


Вся вышеперечисленная информация о товаре доводится до покупателя путем размещения на товаре, электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом. Сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров включают в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Кроме того, при продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

Две нормы – три варианта Итак, продажа товаров дистанционным способом имеет ряд особенностей как для покупателя (он не имеет возможности подержать товар в руках, осуществить примерку и т.?п.), так и для продавца (в частности, на последнего налагается ряд обязанностей, которые отсутствуют при розничной продаже товаров обычным способом). Существующие особенности провоцируют возникновение отдельных вопросов в налоговом и бухгалтерском учете.

В рамках данной статьи рассмотрим неоднозначную ситуацию: обязаны ли торговые предприятия при реализации товаров через интернет-магазин выставлять в отношении покупателей счета-фактуры?

Вариант 1: счета-фактуры выставляются в общеустановленном порядке По общим правилам при реализации товаров не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки, продавец должен выставить покупателю счет-фактуру. Однако из этого правила есть исключение: в соответствии с п. 7 ст.

168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет предприятиями (ИП) розничной торговли (некоторыми иными организациями) требование по выставлению счетов-фактур считается выполненным, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Поскольку в данном конкретном случае нет наличных расчетов, кассовый чек торговым предприятием покупателю не выдается (при оплате товаров кассовый чек покупатель получит в отделении почты, принявшем наличные деньги).

В связи с этим возникает вопрос: можно ли применять названную норму? Из буквального прочтения следует, что нет.

Соответственно, у организации торговли нет оснований не составлять счета-фактуры в каждом случае реализации.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: