Практика коллекторской деятельности: формы работы с проблемной задолженностью

В данной статье проанализирован опыт коллекторской работы с проблемной задолженностью, даны характеристики наиболее эффективных подходов к поиску недобросовестных заемщиков и стратегий работы с ними для погашения долга, приведены примеры психологического воздействия на должников.Существуют различные схемы работы коллекторских агентств. Одни агентства занимаются просроченной задолженностью начиная с первого дня неоплаты и до момента погашения долга, другие принимают в работу только договоры с третьим уровнем просроченной задолженности.

Однако характеристики клиентов практически не отличаются друг от друга. Большинство из тех, кто преднамеренно не оплачивает кредит, предпринимают попытки скрыться от кредиторов, для чего, как правило, меняются номера телефонов и место постоянного жительства, для проживания используются арендованные квартиры, заключаются браки, изменяются фамилии и т.д.

Любой профессиональный коллектор поддержит мнение о том, что установление контакта с должником неразрывно связано с самим фактом оплаты, поскольку для того чтобы эффективно взыскать долг, нужно представлять психологический портрет неплательщика, его интересы, проблемы, слабые стороны.

Активно приступая к работе с неплательщиками, каждый коллектор обязан придерживаться определенного алгоритма. С точки зрения практики наиболее эффективен следующий порядок действий:

  • анализ уже имеющейся в распоряжении коллектора информации о должнике;
  • определение круга общения разыскиваемого, опрос членов его семьи, близких и дальних родственников, соседей, товарищей, коллег по работе и пр.;
  • использование информационно-поисковых ресурсов и интернет-сайтов;
  • нахождение разыскиваемого и проведение непосредственной работы по взысканию долга.

Возникает логичный вопрос: какое из приведенных выше действий вызовет самый большой эффект? Или данные методы розыска работают только в комплексе? Практика показывает, что ситуации с розыском должника абсолютно разные и, как правило, одна не похожа на другую.

КОЛЛЕКТОРСКИЕ НАЕЗДЫ | Пранки от Вольнова | Пранкота


Прежде чем приступить к выездным мероприятиям, необходимо собрать и проанализировать уже имеющуюся информацию о «пропавшем» должнике. Необходимо выяснить, насколько целесообразно проведение розыскных мероприятий, поскольку на розыск одного должника может уйти от нескольких дней до нескольких недель, а в результате выяснится, что должник неплатежеспособен.

Если должник уже не в первый раз нарушает сроки выплат по кредиту, то необходимо тщательным образом изучить его кредитную историю, проверить настоящее и предыдущее места работы, провести мониторинг ранее поступивших платежей, уточнить характеристики кредитного продукта, предмета кредитного договора. Кроме того, необходимо выяснить все указанные контактные телефоны как самого должника, так и его родственников, друзей, коллег.

Часто неопытные коллекторы, только получив материалы, сразу срываются с места и устремляются на поиски неплательщиков, однако практика показывает, что результат подобных действий чаще всего нулевой. Начинать мероприятия по возврату долгов необходимо прежде всего с тщательного анализа имеющейся информации.

И только получив ответы на интересующие вопросы, можно приступать к активным действиям. В частности, узнав фамилию супруга/супруги, нужно обязательно связаться с ними, желательно «под легендой», так как телефонный звонок коллектора их, скорее всего, отпугнет и нужная информация о местонахождении должника не будет получена.

Также нужно обязательно позвонить на работу должника, даже если сам должник давно не числится в штате этого предприятия. В процессе беседы с бывшим руководителем можно почерпнуть необходимую для дальнейшего поиска информацию, например, фамилию близкого родственника должника или его предполагаемое настоящее место работы, возможно, даже настоящее место жительства.

Опыт показывает, что люди, сознательно уклоняющиеся от оплаты кредита, обычно безответственны, ленивы, эгоистичны, поэтому часто в процессе своей работы или в период увольнения они оставляют негативные воспоминания о себе. В такой ситуации бывший руководитель или бывший коллега неплательщика обычно рассказывают коллектору все, что им известно о должнике.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: