Обостренное чувство долга

За десять лет россияне выучили, кто такие коллекторы.

Итоги совместного опроса информационного агентства Bankir.Ru и коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» показали эволюцию восприятия россиянами профессии коллектор. Рынок коллекторских услуг в России в этом году отмечает десятилетие.

И если на заре его «туманной юности», когда только образовывались первые компании, специализирующиеся на возврате долгов, о коллекторах не знал почти никто, то сегодня 96,67% читателей, принявших участие в опросе, четко знают, что коллекторы занимаются взысканием долгов.

В опросе приняли участие более 1400 человек, примерно в равных частях мужчины и женщины. Возраст 75% опрошенных не превышает 45 лет, иными словами – это представители самой социально активной части населения.

Свыше 80% респондентов – люди с высшим или неоконченным высшим образованием, 60% из них имеют семьи, 68% являются банковскими заемщиками. Наивысшую активность в опросе проявили жители Центрального, Южного, Сибирского и Приволжского федерального округов.

Примечательно, что больше половины опрошенных читателей никогда в жизни не встречались с коллекторами. Контактировали с ними «по работе» 24,47% респондентов и лишь 23,1% опрошенных людей имели беседы с коллекторами при погашении собственных долгов.

По оценкам аналитиков компании «Секвойя Кредит Консолидейшн», даже среди незаинтересованных граждан узнаваемость рынка коллекторских услуг находится на высоком уровне. По их мнению, этот факт свидетельствует о том, что коллекторский бизнес стал неотъемлемой частью финансового рынка России, динамично развивается, в том числе в регионах, и активно освещается в СМИ.

Методы работы коллекторов читателям также хорошо известны: 87,2% респондентов назвали телефонные переговоры с должником, 65,99% – выезд к нему домой или на работу, 68,73% знают о том, что коллекторы посылают письма и СМС-сообщения, 38,12% читателей слышали о судебных взысканиях долгов.

Достаточно высокий процент «узнаваемости» набрали силовые методы работы коллекторов – на это указали 49,6% респондентов, и по оценкам самих коллекторов, это говорит о том, что в умах наших граждан сильны стереотипы. Формированию негативного стереотипа о коллекторах как о людях, занимающихся «выбиванием» долгов в немалой степени способствует деятельность «серых» коллекторов, которые, используя в своей работе недопустимые методы взыскания, дискредитируют профессиональные агентства.

Эта тень ложится на весь рынок.

Несмотря на то, что 57,5% опрошенных читателей не видят необходимости в посредниках при взыскании долгов, коллекторы сочти, что в целом итоги опроса демонстрируют лояльное отношение россиян к отрасли. Сегодня многие люди говорят, что коллекторы нужны (26,5%), что они помогают решать долговые проблемы, а их деятельность способствует оздоровлению финансового климата страны (11,2%) и способствует повышению финансовой грамотности населения (11,2%).

Мо мнению аналитиков, тот факт, что за десять лет работы коллекторский бизнес стал не просто узнаваемым, а к нему сформировалось в обществе свое отношение, пусть не всегда однозначное, уже является хорошим результатом для дальнейшего развития рынка.

Дмитрий Рус \


Итоги опроса комментируют:
Елена Докучаева, президент коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн»: — Отрадно видеть, как меняется отношение общества к коллекторскому рынку. Еще даже 5 лет тому назад мало кто смог бы объяснить, чем занимаются коллекторы. В лучшем случае вспомнили бы про стереотипное, оставшееся еще с начала 90-х «выбивание долгов» с использованием набивших оскомину всем профессиональным коллекторам «бит и утюгов». Сегодня же у экономически активных россиян появилось понимание необходимости и важности этой деятельности. Надеюсь, что дальнейшее регулирование коллекторского рынка окончательно очистит его от некоторых сомнительных компаний, повысит профессионализм его участников и осознание обществом значимости данной деятельности для стабильности финансового рынка России.
Ирина Поддубная, директор департамента по работе с просроченной задолженностью банка «Хоум Кредит»: — В мире вряд ли можно найти страну с развитой банковской системой, где не работали бы коллекторские агентства. В зарубежных странах передача взыскания долгов коллекторским агентам – распространенная практика. Они позволяют снизить объем просрочки в банковской системе. Особенно важной и необходимой работа коллекторских агентств становится в периоды обострения экономической ситуации. Сейчас мы можем наблюдать повышенную закредитованность населения. Помочь преодолеть эти негативные факторы может не только работа банков, направленная на снижение долгового бремени заемщиков, но и работа коллекторов. К сожалению, пока не все наши сограждане понимают необходимость этого института. Я думаю, это связано с имиджем, который сформировался вокруг деятельности коллекторов. Не буду отрицать – на рынке существуют игроки, которые ведут свою деятельность не всегда корректно, нарушая покой и права граждан. Но крупные агентства работают строго в рамках законодательства и с уважением относятся к заемщикам. Наш банк большую часть просроченной задолженности обрабатывает силами собственных сотрудников, потому что наша работа более эффективна. Но некоторые долги, которые банк не может взыскать в связи с удаленным расположением клиента или по иным причинам, мы передаем коллекторским агентствам. При выборе партнера мы всегда обращаем внимание не только на стоимость их услуг, но и на его репутацию. Это важно, так как работа коллекторов отражается на имидже банка. Я уверена, что по мере развития рынка игроки, которые нарушают правила, его покинут, не выдержав конкуренции. Есть еще один способ снизить негативные настроения россиян по отношению к коллекторам – повышение финансовой грамотности населения. Банки, коллекторы и другие участники рынка должны разъяснять необходимость и важность этого института. Информирование об их деятельности позволит снять страхи жителей России перед коллекторской деятельностью и снизить напряженность между должниками и коллекторами.
Роман Красноруженко, директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств: Придерживаясь принципа – у любой медали две стороны – можно констатировать, что данный опрос показал больше плюсов, чем минусов. Каких именно? Интернет-аудитория знает и понимает, что основным «орудием» в руках профессиональных взыскателей является смс-информирование, письменные напоминания и телефонные звонки. Именно благодаря тому, что большая часть должников не являются злостными неплательщиками, а стали ими в силу забывчивости или непредвиденных обстоятельств, коллекторам и удается нормализовать ситуацию с непогашенными кредитами. Конечно, я обратил внимание на то, что пункт про силовые методы не остался пустым. Однако серьезно относиться к этому, на мой взгляд, нет причин. Во-первых, потому что силовыми методами пользуются только бандиты, а от этой темы мы очень далеки. Во-вторых, потому что мифы о вышибалах из 90-х очень эмоциональны, а значит, будут жить еще долго. Но нам с ними не по пути. И, судя по ответам в опросе, думающая часть аудитории понимает, что коллекторы помогают проталкивать финансовые тромбы в экономике страны. И, конечно, не устают напоминать гражданам: если можете обойтись без кредитов, сделайте это. Потому что берете чужое и на время, а отдавать придется свои и навсегда. А долги надо отдавать. Иначе – это воровство.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: