Опытный надзор

Мегарегулятор должен быть создан на базе ЦБ РФ.

К 24 ноября в правительство будет представлен отчет с анализом различных вариантов создания мегарегулятора на финансовом рынке. Реформу надзора обсуждают и в правительстве, и в профессиональных ассоциациях, и сами участники рынка.

О том, как регулятивные полномочия должны быть разделены между ведомствами, РГ поговорила с президентом Ассоциации региональных банков России, заместителем главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

— Как вы относитесь к идее создания мегарегулятора на финансовом рынке?

— Эта идея может оказать весьма значительное влияние на развитие финансового рынка. В частности, более высокая скоординированность действий регуляторов поможет ускорить создание международного финансового центра в России.

Позитивный международный опыт есть — в таких крупных международных финансовых центрах, как Гонконг и Сингапур, существует единый регулятор. Из предложенных правительством вариантов наиболее предпочтительным для рынка является создание мегарегулятора на базе Банка России.

ЦБ обладает независимостью, высокой обеспеченностью ресурсами и специалистами экстра-класса, он сможет обеспечить эффективное регулирование и надзор в отношении самого широкого круга участников финансового рынка, включая кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые организации и управляющие компании. ЦБ фактически уже имеет опыт регулирования во всех сегментах финансового рынка, кроме страхового.

Банк России сможет реализовать давно обсуждаемую идею пруденциального надзора на страховом рынке и на рынке ценных бумаг, поскольку имеет огромный опыт в этой области. Вопрос кардинального улучшения системы регулирования нужно решать оперативно, не затягивая.

Сделать это лучше максимально открыто, чтобы учесть интересы всех участников финансового рынка.

— Насколько опасна для банковского сектора ситуация с взрывным ростом потребительского кредитования?

Ночная романтика элитного ресторана LaVilla. Часть 2. Полуночные приключения. Краснодар


— На протяжении последних двух лет потребительское кредитование демонстрирует очень быстрый рост — на 40-50% в год, а в некоторых сегментах, таких как кредитные карты и необеспеченные кредиты, рост достигает и 50-60%. ЦБ мониторит ситуацию на рынке и вводит охлаждающие меры для банков, которые ведут агрессивную политику кредитования — например, повышенные коэффициенты риска для необеспеченных ссуд.

Можно ожидать, что в результате этих мер агрессивные игроки замедлят наращивание портфелей необеспеченных розничных кредитов в 2013 году. Такое активное движение банков в розничный сегмент связано еще и с тем, что кредитовать в корпоративном секторе становится все сложнее.

Банки готовы давать кредиты реальному сектору, но ограничены в своих возможностях. У нас действуют достаточно жесткие требования к залогу, а у предприятий залоговая база слабая.

Капитализация предприятий тоже оставляет желать лучшего. Альтернативой классическому кредиту могло бы стать проектное или венчурное финансирование, но в России практически отсутствует соответствующая законодательная база.

— Какова ситуация с ликвидностью банковского сектора?

— Она сложная, но не критичная. С одной стороны, банки испытывают нехватку ресурсов, инфляция несколько выше плановых показателей, по понятным причинам ставки привлечения растут, и все это происходит одновременно с наращиванием кредитных портфелей.

Образовавшийся разрыв между фондированием и кредитованием банки все в большей степени покрывают за счет заемных средств ЦБ. С другой стороны, цена на нефть остается высокой, это положительно влияет на ситуацию с ликвидностью, да и макроэкономическая ситуация в РФ более благоприятная по сравнению с западными странами.

Кроме того, ЦБ действует достаточно грамотно в плане поддержания стабильности.

— Какие пробелы в законодательстве мешают сегодня развитию российской банковской системы?

— Развитию рынка сегодня мешает целый ряд правовых коллизий. Яркий пример — взаимоисключающие комментарии ВАС и Верховного суда по поводу банковских комиссий.

Нужно решить этот вопрос, приняв закон о потребительском кредитовании, чтобы снять нервозность в отношениях банков и заемщиков. Я уже говорил о необходимости создания законодательной базы для проектного финансирования и синдицированного кредитования.

Банковское сообщество давно ждет принятия закона о секьюритизации. Серьезную работу предстоит проделать в связи с принятием новой версии Гражданского кодекса.

Закон о консолидированном надзоре, принятия которого можно ожидать в ближайшее время, тоже будет важной вехой в развитии банковского регулирования. При его разработке ЦБ пошел навстречу банкам и прислушался к замечаниям.

В то же время закрепленные в законе принципы мотивированного суждения необходимо дополнить положениями о коллегиальном принятии решений, возможности оспаривать решения и ответственности принимающих решения лиц.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: