Специальный проект Банкир.ру по опросу москвичей, проводимый компанией-разработчиком систем кредитного скоринга SnowCactus, call-центром Fortax и Интернет-агентством MindBridge Group, показал, что советы самих банкиров во многом способствовали оттоку вкладов населения. Целью данного проекта являлось выяснение того, как банковский кризис повлиял на москвичей и их отношение к банкам, построение профилей лояльных и нелояльных вкладчиков, выявление мотивов их поведения во время этих событий.
Опрос показал, что 17% вкладчиков в результате июньских-июльских событий в банковской сфере попытались забрать свои деньги с банковских счетов. При этом среди тех вкладчиков, которые получали информацию о кризисных событиях от инсайдеров в банках, эта доля составила уже 40%, что более чем в 2 раза выше.
Это позволяет говорить о том, что сотрудники банков сами в некоторой степени поспособствовали оттоку вкладов населения.
Вкладчики, пытавшиеся забрать свои деньги — это, в основном, люди 35-45 лет, с личным доходом 500-1000 долларов или свыше 3000 долларов.
Самым сильным мотиватором для закрытия вкладов были черные списки банков. Так, среди вкладчиков, которые решили забрать свои деньги, черный список стал последней каплей в этом решении у 27% опрошенных.
Затем идут публикации в СМИ: публикации о возможных проблемах в банке стали последней каплей у 15%, публикации о реальных проблемах в банке — у 11%, об общей ситуации в банковской сфере — у 5% забиравших свои деньги.
Интересно отметить, что опрос, проведенный среди вкладчиков-участников форума Банкир.ру, показал, что черный список стал решающим мотиватором лишь для 9% закрывших вклады. Главным же мотиватором стали публикации СМИ об общей ситуации в банковской сфере (23%), затем рекомендации родственников, друзей и знакомых (19%), публикации в СМИ о реальных проблемах в банках (17%) и заявление государственного чиновника о том, что у его ведомства есть вопросы к некоторым банкам (13%).
Кроме того, опрос москвичей показал, что 18% социально активного населения ничего не знает о начинающей работать в ближайшее время системе страхования вкладов. При этом в ходе исследования удалось установить связь между информированностью и готовностью вкладывать деньги в банк.
Так, среди москвичей, которые ничего не слышали о системе страхования, свои деньги готовы доверить коммерческим банкам 46% опрошенных, в то время как среди тех, кто о системе страхования знает, таких уже 54%. Кроме того, доверие к банкам можно повысить еще сильнее: среди тех, кто знает о системе страхования, 33% считают, что она не повысит надежности вложений и 15% затрудняются с оценкой.
Дмитрий ПОТАПЕНКО — Пресс-конференция Путина. Отток капитала из России [Новости недели]
Таким образом, работа банков по информированию населения в части системы страхования вкладов может реально повысить доверие с их стороны.
Исследование также позволило подробно ответить но многие другие вопросы. Данный проект является некоммерческой инициативой форума Банкир.ру и его участников, а также компаний SnowCactus, Fortax и MindBridge Group. Поэтому любое заинтересованное лицо может совершенно бесплатно получить полный отчет о его результатах, направив запрос на bankir@bankir.ru .
Валерий Расторгуев, исполнительный директор компании SnowCactus: «В ходе исследования нам удалось получить ответы на многие вопросы о поведении вкладчиков во время кризисных событий и определить возможные способы повышения доверия к банкам с их стороны. Благодаря применению технологии анализа данных data mining, мы смогли получить ответы на те вопросы, о которых вначале даже не задумывались — например, о влиянии инсайдеров на отток вкладов.
Кроме того, важно заключение о необходимости разъяснения населению надежности системы страхования вкладов. Мы надеемся, что полученные результаты помогут банкам, СМИ и другим ресурсам сделать соответствующие выводы, и в будущем это позволит избежать критических ситуаций».
Михаил Лапушинский, руководитель проекта Банкир.ру: «Очень интересные данные этого второго опроса. К сожалению, СМИ, как и Банкир.Ру, еще мало внимания уделяют просвещению населения в области банковских услуг.
СМИ пишут о банках лишь в дни кризиса, и причины недоверия населения к банкам во многом кроются в слабом информационном освещении деятельности банков и предлагаемых ими услугах. Я думаю, что данную проблему должно решать все профессиональное сообщество — и государство, и банки, и средства массовой информации.
Со своей стороны отмечу, что в настоящее время Банкир.Ру готовит два проекта, направленные как раз на решение данных проблем. Первый — это создание нового дешевого, но вместе с тем очень эффективного, канала распространения банковских услуг через наш сайт.
Второй — очень интересная серия исследований банковского дела, как в России, так и за рубежом».
Дмитрий Храпов, генеральный директор компании MindBridge Group: «Мы с огромным интересом приняли участие в организации данного опроса. Ситуация в банковской сфере является животрепещущим вопросом для всего российского бизнеса.
Думаю, что такие исследования будут продолжены, и мы обязательно будем принимать в них участие».
Сергей Большаков, менеджер call-центра Fortax: Мы убедились, что метод
телефонного интервью, в очередной раз, подтвердил свою актуальность. Мы
проверили первоначальные предположения и обнаружили новые взаимосвязи в
цепочках данных.
Контактная информация
Компания-разработчик систем кредитного скоринга SnowCactus
Валерий Расторгуев
тел.: (095) 744-75-45
email: valery@snowcactus.ru
Call центр «Fortax»
Сергей Большаков
тел.: (095) 980-50-30
email: S.Bolshakov@fortax.net
Банковский форум Банкир.ру
Михаил Лапушинский
тел.: (861) 259-76-14
email: bankir@bankir.ru
Интернет-агентство MindBridge Group
Дмитрий Храпов
тел.: (095) 506-90-95
email: khrapov@mindbridge.ru