Прибыль из зеттабайтов

Человечество прекрасно освоило науку сбора и хранения информации в цифровом виде. Однако по-настоящему мы только учимся правильно распоряжаться накопленными массивами.

Какую реальную пользу могут принести бизнесу инструменты работы с «большими данными»?

Термин «большие данные» (Big Data) появился вначале как констатация факта: мир столкнулся со взрывным ростом объемов информации. Потом он стал формулой идентификации проблемы — ведь от накопленных массивов данных, лежащих под спудом, мало пользы.

А вскоре термин стали использовать для обозначения класса технологий, позволяющих эффективно работать с огромными объемами структурированной и неструктурированной информации — анализировать, сопоставлять, прогнозировать, моделировать.

«Цифровой потоп» сегодня можно наблюдать и на уровне отдельных компаний. В «сыром» виде имеющиеся данные имеют мало ценности и не служат оптимизации бизнеса.

Технологии Big Data как раз и призваны превратить их в ценный бизнес-актив, с помощью которого можно зарабатывать деньги. Что примечательно, среди этих технологий есть и такие, которые доступны не только крупному, но также малому и среднему бизнесу (МСБ).

«Сделайте нам бигдату» По прогнозу IDC, сегмент решений Big Data во всем мире будет расти примерно в шесть раз быстрее, чем ИТ-рынок в целом, и к 2018 году достигнет объема в $41,5 млрд. Россия, по мнению большинства отраслевых экспертов, находится в самом начале пути. «Наш рынок количественно оценить сложно, поскольку лишь немногие компании готовы сейчас открыто заявлять об успешных проектах Big Data, объемах инвестиций и полученном эффекте, — говорит вице-президент ЛАНИТ и председатель совета директоров компании CleverDATA Денис Реймер. — Обычно российский рынок по зрелым направлениям ИТ-бизнеса составляет 1–3% от мирового.

В случае же с «большими данными» отечественные компании вряд ли удерживают хотя бы один процент. А мировой их объем в прошлом году, по оценкам Wikibon research, составил $27 млрд».

Susan Etlinger: What do we do with all this big data?


Потребителей таких решений в России пока мало, предложение явно опережает спрос, констатирует Ольга Горчинская, директор по исследовательским проектам и руководитель направления Big Data компании «ФОРС». «Большинство потенциальных заказчиков скорее испытывают интерес, чем осознают пользу этих технологий, — отмечает она. — Одна из основных причин — недостаточная зрелость отечественного бизнеса по уровню проникновения ИТ. Далеко не во всех компаниях в полной мере реализован потенциал и более простых средств классического бизнес-анализа». «Пока в России виден взрывной рост технологии, но не реальных проектов», — описывает ситуацию архитектор Big Data-решений компании AT Consulting Алексей Беднов.

По мнению руководителя департамента маркетинга компании «РДТЕХ» Владимира Сизых, маркетинговая шумиха вокруг «больших данных» сходит на нет, поскольку такие решения постепенно превращаются в магистральное направление. «У рынка сформировалось первичное понимание, что это такое, — отмечает эксперт. — Состоялись первые сделки на поставку таких решений в Россию, началось массовое тестирование в ИТ-департаментах крупных предприятий, уже появились тендеры на разработку концепций по внедрению Big Data в публичных компаниях».

При этом запросы, поступающие сейчас от потенциальных клиентов, радуют игроков ИТ-индустрии вменяемостью формулировок. Основатель и генеральный директор DCA Константин Круглов рассказывает: «На заре рынка обобщенный запрос от бизнеса звучал так: «Сделайте нам бигдату!» Все были наслышаны об иностранных кейсах, тема стала трендом, но никто не знал, чего ждать, как это работает, а главное — зачем.

Сегодня заказчики формулируют все очень конкретно. Например: нам нужно увеличить на 30% отдачу по контакту с клиентом в рамках вторичных продаж за счет сегментации пользовательской базы при обогащении профилей клиентов внешними поведенческими характеристиками».

О повышении осведомленности российского рынка говорят и результаты опроса, проведенного Oracle и СNews Analytics среди 108 крупных предприятий из разных отраслей. Как сообщает руководитель группы перспективных технологий предпроектного консалтинга компании «Oracle СНГ» Андрей Пивоваров, 20% опрошенных компаний уже используют такие решения, еще 17% — начинают экспериментировать с ними. «Рост интереса к Big Data появляется в связи со стремлением развивать бизнес и осваивать новые ниши», — считает специалист по индустриальным решениям клиентского центра IBM в России и СНГ Гаяне Арутюнян.

При этом эксперт отмечает, что технологии Big Data не являются заведомым конкурентным преимуществом. Это направление нужно рассматривать скорее как технологию сбора и подготовки данных для дальнейшего анализа, то есть внедрение Big Data является не самоцелью заказчика, а промежуточным звеном в рамках реализации аналитических задач, которая будет способствовать росту его бизнеса.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: