Размещение заказов: оптимальные сроки

Как показывает практика, одним из наиболее часто встречающихся нарушений закона о госзакупках является несоблюдение сроков процедур размещения заказов. В этом случае действия заказчика могут быть признаны незаконными.

Что приведет к необходимости проведения повторных процедур. Избежать сложностей поможет наш материал.
ЭТАПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСЗАКАЗА
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее — закон о госзакупках).

В соответствии с данным законом все процедуры по размещению гоударственного заказа условно можно разделить на четыре этапа: (Длительность каждого этапа размещения заказа, а также отдельных процедур, приведена в рубрике «Для справки»).

1) предварительный (приглашение к участию в размещении заказа);

2) подача заявок;

3) выявление победителя;

4) заключение контракта.

Обращаем внимание, что этот закон предусматривает не только последовательность процедур, но и определенные временные рамки их реализации.

Рассмотрим их подробнее.

Запрос котировок
Самый нетрудоемкий способ закупки для заказчика из всех возможных на конкурентной основе. Связано это, во-первых, с небольшим объемом подготавливаемой документации, а во-вторых, со сравнительно короткими сроками, которые требуются для его проведения.

По нашему мнению, продолжительность размещения заказа путем запроса котировок может длиться от 14 до 25 дней, конечно, без учета срока исполнения условий контракта поставщиком.

Последний целиком зависит от интересов заказчика, которые учитываются в содержании проекта контракта. В принципе срок исполнения контракта может составлять как один день, так и весь период с момента подписания контракта до окончания финансового года.

Одним из определяющих факторов длительности проведения запроса котировок выступит стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг.

Так, при заявленной цене контракта до 250 тыс. руб. вполне можно уложиться в две недели, минимизировав в рамках установленных границ время на:

— размещение извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте;

— рассмотрение, а также оценку котировочных заявок комиссией;

— подписание протокола;

— передачу победителю протокола и проекта контракта;

— подписание контракта.

Если же начальная цена контракта варьируется в пределах 250–500 тыс. руб., то на размещение заказа потребуется больше времени (как минимум на три рабочих дня). Это вытекает из пункта 1 статьи 45 закона о госзакупках (ведь он предусматривает в таком случае семидневный период для представления котировочных заявок).

Кроме того, увеличить срок размещения заказа может факт представления только одной заявки. При таком развитии событий заказчику необходимо продлить прием котировочных заявок еще на четыре рабочих дня.

А это также оттянет момент приобретения взаимных прав и обязанностей по предполагаемой сделке.

В итоге «документально-оформительская» часть даже самого скоротечного способа размещения заказа — запроса котировок — на практике может длиться до месяца. Именно на такой период следует ориентироваться госзаказчику.

Егор Крид — ЧЁТКИЙ ЗАКАЗ В МАКДАКЕ | Mcdonald’s Rap


Хотя для получения более широкого круга предложений сроки проведения отдельных процедур можно и увеличить. Тогда об этом следует указать в извещении (например, о более длительном (нежели стандартный семидневный) сроке приема котировочных заявок).

Торги

Данный вид размещения заказа проводится в форме конкурса или аукциона. Они требуют от заказчика более серьезной подготовки на предварительном этапе.

Для возможности приглашения потенциальных участников торгов следует составить конкурсную или аукционную документацию. Фактически это подробное руководство по проведению размещения конкретного заказа.

Основательная подготовка частично опосредована длительностью процедур размещения заказа. По нашему мнению, на проведение аукциона может потребоваться до 50 дней, а конкурса — до 80 дней.

Период с момента размещения извещения и документации по торгам на официальных сайтах до представления участниками размещения заказа своих предложений по контрактным отношениям в адрес заказчика составляет:

— при проведении конкурса — 30 календарных дней;

— при проведении аукциона — 20 календарных дней.

Длительность данной процедуры законодатель определяет минимальными границами.

Причем минимальная граница периода приема заявок от участников размещения заказа может быть снижена только в одном случае — при проведении закрытого конкурса или аукциона, когда все потенциальные претенденты уже представили заявки и выразили письменное согласие на сокращение такого срока. При иных обстоятельствах сокращение этого срока будет прямым нарушением норм закона о госзакупках.

Процесс отбора участников размещения заказа в период рассмотрения их заявок самое большее занимает:

— при конкурсе — 20 календарных дней;

— при аукционе — 10 календарных дней.

Обратите внимание: в этом случае законодатель устанавливает как раз максимальную, а не минимальную границу срока проведения процедуры, что дает право заказчикам на практике сокращать этот период.

Нормативно установленная разница сроков применительно к форме торгов объясняется спецификой приема конкурсных и аукционных заявок.

В конкурсе заявки подаются участниками в запечатанных конвертах. Возможность ознакомиться с информацией о самом участнике и его предложении у уполномоченной комиссии появляется только после официального вскрытия конвертов с заявками.

При проведении аукциона заявки подаются в открытой форме. Поэтому заказчик, аукционная комиссия имеют возможность уточнять необходимую информацию в официальных источниках с момента регистрации заявки.

Признание торгов несостоявшимися на этапе рассмотрения заявок из-за допуска только одного участника размещения заказа к конкурсу или аукциону сокращает время размещения заказа.

В данном случае не требуется сопоставления заявок (в конкурсе), проведения аукционного торга (в аукционе), и контракт заключается по итогам рассмотрения заявок напрямую с участником, признанным единственным соответствующим требованиям заказчика.

Сроки процедур выявления победителя торгов также четко определены законодателем.

Максимальный срок оценки и сопоставления конкурсных заявок по общему правилу составляет 10 дней. Однако он может быть увеличен до 30 дней. В частности:

— если начальная цена контракта будет равна или более 50 млн руб.;

— предметом будущего соглашения выступает выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.

Конкурсная комиссия на основании установленных критериев оценки должна провести ранжирование заявок и вы¬явить лучшие предложения.

Наименование победителя аукциона становится известным после оглашения его аукционистом непосредственно в ходе проведения такой формы торгов (п. 5 ч. 5 ст.

37 закона о госзакупках).

Обратите внимание на такой факт. Временной разрыв между публичной офертой (размещением на официальном сайте извещения о проведении аукциона) и датой проведения торга (самой процедурой аукциона) должен быть как минимум 30 дней.

Это определено пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ. Причем несоблюдение данного правила может повлечь признание аукциона недействительным (что возможно только в судебном порядке).

Как только победитель определился, наступает этап подписания контракта. На это отводится от 10 до 20 дней. Установление законодателем определенного срока, в течение которого контракт не может быть подписан (10 дней), обусловлено, с одной стороны, потенциальной необходимостью сторон в обмене сведениями, с другой — предоставлением возможности иным заинтересованным лицам обжаловать результаты прошедшего торга.

Максимальный срок подписания контракта важен для защиты интересов как победителя, так и заказчика. Ведь непосредственное исполнение контракта напрямую зависит от даты его заключения.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: