Резерв на выплату вознаграждений по итогам года

Создание и использование резервов – довольно распространенный бухгалтерский и налоговый инструмент для управления прибылью организации. Кроме того, создание резервов позволяет равномерно включать в себестоимость продукции отдельные виды затрат.

Возможность создания резервов предусмотрена и в налоговом законодательстве, и в законодательстве о бухгалтерском учете. О том, как создать резерв на выплату вознаграждений по итогам года (вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет), как произвести выплату вознаграждений за счет созданного резерва, как отразить данные операции в бухгалтерском и налоговом учете, читайте в нашей статье.

Бухгалтерское и налоговое законодательство о резервах

Согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности[1]организации имеют право создавать резервы предстоящих расходов для равномерного включения таких затрат в издержки производства или обращения. Перечень, порядок создания резервов, предельный размер отчислений в них, а также способы учета, которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, должны быть предусмотрены в учетной политике организации.

Резервирование необходимо производить на основании составленных специальных расчетов или смет. При этом порядок резервирования, зафиксированный в учетной политике, не может изменяться произвольно, так как принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому.

Налоговое законодательство также предоставляет налогоплательщикам возможность регулирования суммы исчисляемого 55]налога на прибыльс помощью резервов. Формируя резерв, организация увеличивает в текущем отчетном или налоговом периоде свои расходы для целей налогообложения путем переноса уплаты части налога на прибыль на будущее.

Barboskins Reward A new series of Barboskin on DiDiKa TV Superheroes in real life New


Можно выделить несколько общих требований, которые налоговое законодательство предъявляет к созданию резервов:

–создание резервов – это право, а не обязанность налогоплательщика;

–сформировать резерв вправе только та организация, которая использует для целей исчисления налога на прибыль метод начисления;

–порядок формирования резервов необходимо закрепить в учетной политике организации.

Для того чтобы избежать возникновения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, желательно создавать резервы одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

В налоговом законодательстве общие правила создания резервов регламентированы Налоговым кодексом, в то время как в бухгалтерском учете лишь упомянуто о возможности организации создавать резервы.

Создание резерва: документальное оформление

Организации могут создавать резерв на выплату вознаграждений по итогам года. Создание данного резерва в налоговом учете регламентируется положениями ст. 324.1 НК РФ, однако вызывает множество вопросов у налогоплательщиков, и вот почему.

Пункты 1 – 5 ст.

324.1 НК РФ посвящены порядку формирования резерва на оплату предстоящих отпусков, и лишь в п. 6 ст. 324.1 НК РФ сказано, что налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год в порядке, аналогичном созданию резерва на оплату отпусков.

Однако механизм создания резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год будет отличаться от механизма создания резерва на выплату отпусков, поскольку не совпадают порядок выплаты отпусков и порядок выплаты вознаграждений по итогам года. Формирование резерва на оплату предстоящих отпусков и оплата отпусков в текущем году осуществляются параллельно.

В одном и том же месяце может производиться как начисление средств в резерв, так и выплата отпускных. Необходимость создания данного резерва вызвана тем, что пик отпускных выплат приходится на летние месяцы, и для того чтобы не допустить резкого и необоснованного роста себестоимости продукции, работ, услуг, величину отпускных равномерно распределяют по всем 12 месяцам. Вполне реальна и допустима ситуация, когда все отпускные выплаты за текущий год уже произведены (например, летом), а резерв на оплату отпусков продолжает начисляться

до 31 декабря текущего года.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: