На какие подводные камни нужно обращать внимание при создании дата-центра, чтобы обеспечить стабильную работу банка?
На рынке строительства центров обработки данных один из наиболее актуальных вопросов – снижение эксплуатационных издержек. От того, насколько качественно построен ЦОД, зависит многое: его производительность, окупаемость, безопасность, удобство и надежность.
Не так-то просто подобрать решение, которое будет соответствовать всем вышеназванным критериям и удовлетворять потребности банка-заказчика.
Какой подход лучше? Общеизвестно, что банкам приходится работать с огромными объемами информации.
Конечно, возникают вопросы, где хранить такое количество данных и как обеспечить быстрый доступ к ним.
Сегодня интеграторы готовы предложить заказчикам много интересных решений.
Методы создания центров обработки данных изучены довольно хорошо. Отсюда и три основных подхода заказчика к построению дата-центров.
Первый, традиционный, сводится к модернизации серверной комнаты в специально выделенном помещении по соответствующему требованию заказчика. Особенность традиционного или, как его чаще называют, классического ЦОД – большой объем строительной подготовки помещений, предназначенных для его размещения.
ЦОД разрабатывается индивидуально исходя из конфигурации предоставленных помещений и потребностей заказчика. Компании, предоставляющие данный вид услуг, фиксируют массовый спрос на построение новых ЦОД в банковском секторе.
Главные требования заказчиков – инновации, направленные на энергоэффективность, защиту и масштабируемость. При выборе компании-интегратора играют роль и такие критерии, как оперативность проектирования и внедрения, качество выполненных работ и умение сдавать эти работы не срывая сроки.
Данные опроса, проведенного исследовательской компанией Quocirca, свидетельствуют о том, что российские заказчики традиционно отдают предпочтение созданию собственных ЦОД. Причем более 90% респондентов ответили, что новое оборудование необходимо им потому, что парк техники устарел.
Знаки приоритета
Второй подход – создание ЦОД «из коробки». Мобильные центры обработки данных используются в случаях, когда требуется наличие полноценного дата-центра, который можно легко и быстро перенести в любое место.
Такие ЦОД используют на крупных мероприятиях и специализированных выставках, когда необходима быстрота развертывания и масштабируемость. Ограничения использования такого подхода в следующем: довольно высока стоимость разработки и еще недостаточен опыт ксплуатации центра обработки данных «из коробки» в России, поэтому спрос на такие решения низкий.
Третий подход – аренда ЦОД. По оценке аналитиков, рынок коммерческих дата-центров, предоставляющих услуги аутсорсинга, растет быстрее ИТ-рынка в целом (на 40% в год), но при этом все еще ощущается дефицит предложения.
Популярность услуги обуславливается доступностью и удобством данного подхода для заказчика. Как известно, строительство и эксплуатация современного дата-центра – сложный технический проект, требующий значительных финансовых затрат.
По этой причине в той или иной степени к аутсорсингу прибегают организации, работающие в банковской сфере. При этом заказчик перекладывает все заботы по обслуживанию ЦОД на плечи арендодателя.
При кажущейся стопроцентной привлекательности у этого подхода также есть слабые стороны. Зачастую они лежат вне области экономической эффективности.
Банки не готовы доверить обслуживание своего оборудования сторонним организациям, тем более в ситуации, когда вопросы информационной безопасности и защиты конфиденциальной информации, в том числе и данных клиентов, выходят на первый план.
Подводные камни дата-центров Руководители финансовых институтов – самые требовательные заказчики дата- центров. Как правило, они выступают активной стороной в процессе строительства центра обработки данных, участвуют в проработке технических решений, контролируют процесс проектирования и строительства.
Это в значительной мере упрощает задачу интегратора в построении ЦОД.
Эксперты отмечают, что коммерческие структуры, предлагающие свои услуги по управлению проектами создания ЦОД и их сертификации, выпускают практически идентичный по функционалу модельный ряд оборудования, и борьба уже идет либо за потребляемую мощность, либо за плотность размещения, хотя и на этом фронте позиции не сильно различаются. Как правило, технологии должны соответствовать американскому стандарту построения дата-центров TIA/EIA-942.
Это обеспечивает непрерывную работу оборудования на 99,982%, когда суммарное время простоя серверов не более 96 минут в год. При обесточивании серверов клиенты практически ничего не замечают: резервные блоки питания и дизельный генератор не позволяют системе обрушиться.
Как показывает опыт, вопросов не возникает и с программным обеспечением.