Занимательная арифметика

Если Вы читаете документ, водя пальцем по строчкам и шепотом считая «один, два, три», то это, скорее всего, Положение № 254-П.

Самое интересное, что при общении с ЦБ понимаешь, что они сами эти процессы не до конца понимают… а лишь предлагают самим извернуться, чтобы данные пункты выполнять. С Форума Bankir.Ru

«Это наверняка Ипполит. Что-то его давно не было».

Почему-то именно этот фрагмент рязановского фильма живо нарисовался в моей голове в момент знакомства с очередным изменением в Положение № 254-П. И действительно, «предчувствия его не обманули» — речь снова пойдет о многострадальных портфелях однородных ссуд.

Впрочем, не будем забегать вперед.

Указание Банка России от 4 декабря 2009 года № 2355-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» вступило в силу в канун Нового года – 28 декабря. Предусмотренные им изменения касаются главы 5 и главы 6 Положения № 254-П, то есть оценки кредитных рисков в целях формирования резерва по портфелю однородных ссуд и формирования резерва с учетом обеспечения по ссуде.

Вообще говоря, изменения такого рода явно требуют более длительного времени на внедрение (и даже просто на осмысление), чем один рабочий день. Особенно если этот день – предновогодний, а в свежеиспеченном «Вестнике Банка России» опубликовано больше десятка новых нормативных актов. Хотя, чего уж после драки…

Давайте лучше посмотрим, что нового придумал регулятор насчет портфелей. А про обеспечение как-нибудь потом поговорим.

Может быть.

1.1. В пункте 5.1:

в абзацах третьем и четвертом слова случая, предусмотренного абзацем шестым заменить словами случаев, предусмотренных абзацами шестым, двадцать вторым и тридцатым;

Это, надо полагать, была вторая попытка упростить формирование резервов по  ссудам, предоставленным субъектам малого и среднего бизнеса (первая оказалась неудачной). Теперь вроде как проблема решена – если не считать некоторой путаницы с абзацами.

Фитиль \


Дело в том, что абзацы пятнадцатый – двадцать первый пункта 5.1. Положения № 254-П утратили силу еще с 12 июня 2008 года, когда было отменено требование о расчете эффективной процентной ставки.

Однако при внесении изменений их явно посчитали – иначе получается полная бессмыслица.

То есть фактически после четырнадцатого абзаца пункта 5.1. сразу идет двадцать второй.

Но это ладно, читать между строк и считать в произвольном порядке мы уже почти научились. А вот как быть с этим?..

дополнить абзацем следующего содержания:

В случае оценки финансового положения заемщика — физического лица не хуже, чем среднее кредитная организация вправе включать в портфель однородных ссуд ссуду величиной до 1 000 000 рублей (за исключением ипотечной жилищной ссуды), а также ипотечную жилищную ссуду величиной до 6 000 000 рублей. В случае ухудшения оценки финансового положения заемщика до плохого включительно кредитная организация вправе не исключать из соответствующего портфеля однородных ссуд ссуду величиной до 1 000 000 рублей, предоставленную физическому лицу (кроме ипотечной жилищной ссуды) либо субъекту малого и среднего предпринимательства, а также ипотечную жилищную ссуду величиной до 6 000 000 рублей, предоставленную физическому лицу..

Это тот самый тридцатый абзац, который на самом деле двадцать третий – не запутались еще?

По идее, третий абзац пункта 5.1. позволяет включать в портфели некоторые ссуды без учета наличия признаков обесценения. То есть без проведения по ним оценки финансового положения заемщика и качества обслуживания долга.

Это относится к потребительским ссудам, кредитам субъектам МСБ, а также к ссудам, указанным в этом самом тридцатом абзаце. Отсутствие необходимости производить оценку риска по каждой отдельно взятой ссуде как раз и дает возможность говорить об упрощенной процедуре формирования резервов по портфельным ссудам.

Но о чем тогда говорит тридцатый (двадцать третий) абзац? О том, что в портфели можно включать только ссуды заемщиков с хорошим финансовым состоянием, плюс некоторые из тех, что со средним и плохим?

То есть оценку финансового положения заемщика все-таки нужно производить по всем портфельным ссудам? Да еще и контролировать на постоянной основе, дабы не упустить момент «ухудшения оценки»?

Это уже не арифметика, а какой-то логический парадокс. Один житель острова Крит сказал «Все критяне лжецы»…

«Парадокс лжеца» я самостоятельно разгадала еще в 3-м классе. А вот здесь что-то никак.

Может, у вас есть идеи?

 

Р.S. Кстати, если я права, и окажется, что действительно необходимо оценивать финансовое положение заемщика по портфельным ссудам, то портфели, как таковые, свое предназначение полностью утрачивают.

Потому как по индивидуальным ссудам нужно делать все то же самое, но зато не установлен минимальный размер резерва по первой категории качества. А значит, при тех же трудозатратах резервы «без портфелей» будут меньше.

А значит, пункт 5.1. Положения № 254-П снова будут менять.

А значит, к этой теме мы еще вернемся.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: