Из куйбышева в самару. в поисках «третьего»

Андрей Семеркин Главный редактор, Москва На одном берегу реки расположен завод. На другом – жилые кварталы.

Третьего не дано.

Так устроены многие российские города. Однако третье, которого не дано, – это и есть сам город.

О перспективах градостроительства E-xecutive беседует со статс-секретарем — заместителем министра промышленности и торговли России Станиславом Наумовым.

Рабочие, которые в известном стихотворении Владимира Маяковского, «под старою телегою лежат», размышляя о городе-саде, зримо представляют его производственную мощь: «…стоугольный гигант», «… воспламеним Сибирь». О самом городском организме сказано немного: «Здесь дом дадут хороший нам / и ситный без пайка».

С момента написания произведения прошло 80 лет. «Двуядерная модель» – завод плюс жилые кварталы – в соответствии с которой были построены промышленные гиганты Сибири и Урала, трещит по швам: современным горожанам нужно третье публичное пространство – для общения, развлечения, времяпрепровождения, прогулок, социального развития, шопинга… В России начали создавать или воссоздавать это пространство: в выгодном положении оказались старые города Центральной России, Северо-Запада и Поволжья, у которых есть исторический центр, с набережными, бульварами, торговыми улицами… Куйбышеву роскошная набережная не нужна. А Самаре нужна.

Почувствуйте разницу. Темой встречи со статс-секретарем, заместителем министра промышленности и торговли РФ Станиславом Наумовым стал доклад «Развитие городов – итоги «Экспо-2010»: взгляд из России», который Министерство промышленности и торговли РФ подготовило вместе с Общественной палатой, Торгово-промышленной палатой и рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам проведенных мероприятий на EXPO-2010.

Е-xecutive:Для чего и для кого написан доклад?

Станислав Наумов: Доклад подготовлен для того, чтобы внести в Шанхайскую декларацию, которая будет принята по итогам деловой и научной программы EXPO-2010, предложения, которые мы посчитали значимыми и ценными для себя. А также для того, чтобы российские сити-менеджеры, эксперты, горожане представляли себе международные стандарты, которые будут определять развитие современных городов.

Этот доклад – первый подход к такому концепту как умная среда. Он собирает лучшие практики со всего мира, экономит время, усилия на постижение этих знаний.

Е-xecutive: Путеводитель по лучшим решениям в области урбанистики?

С.Н.: Да, он должен дать возможность человеку, который занимается управлением, быстро создать (не «списать», не скопировать, а именно создать) интересное решение, помогающее сделать жизнь в данном городе комфортнее. Специалисты, которые приходят в муниципальные органы, часто заказывают своим подчиненным стратегии развития поселений, а потом не знают, что с этими пухлыми томами делать.

Но не надо изобретать велосипед. Лучшие консалтинговые компании мира по заказу самых динамично развивающихся современных городов уже сделали разработки.

А мы их осмыслили.

Е-xecutive: Вы оценивали привлекательность городов России с этой точки зрения?

С.Н.: Такая задача перед нами не стояла. Мы не говорим о вчерашнем дне.

Мы понимаем, насколько реалии российской архитектуры, планирования, транспорта, коммунального хозяйства далеки от образцовых значений. Понимая это, мы и решили на базе доклада начать выстраивать движение на уровне муниципалитетов, местных сообществ: показать ориентиры, которые сегодня существуют в сфере создания качественной среды.

Эти сведения помогут городам, у которых не все хорошо с общественным транспортом или, например, дошкольным образованием, решить проблемы. На самом деле, многим городам есть, чем похвастаться, и эти наработки есть в докладе.

Е-xecutive: А как сити-менеджеры и муницпиальные сообщества узнают об этом докладе? Вы их соберете в Москве и расскажете?

С.Н.: Это было бы сделать проще всего – инициировать проведение Госсовета и рассказать. Но нужно вовлекать в процесс не только мэров, не только главных архитекторов, но и собственно говоря, экспертов, причем не только по градостроительным технологиям, но и по вопросам социального устройства.

Сегодня социокультурные проблемы имеют для существующих городов не меньшее значение, чем технократические. Боже упаси ограничить обсуждение средой архитекторов и сити-менеджеров.

Нужен более широкий диалог, в том числе с помощью интернет-ресурсов, профессиональных социальных сетей, таких как E-xecutive, где не будет обычных для интернета маргиналов с банальными размышлениями, где можно услышать голос профи. В первую очередь интересны, конечно, критические оценки доклада.

Е-xecutive: Текст доклада будет доступен пользователям. Насколько обсуждение будет свободным от банальных размышлений – не знаю: дискуссии на E-xecutive непредсказуемы :) А почему министерство промышленности и торговли решило заняться городской средой?

С.Н.: Города – ключевые источники спроса на инновации, в частности в четырех важнейших инфраструктурных отраслях: энергетика, транспорт, здравоохранение и образование. Эффективность инноваций в первых двух секторах измеряется по таким ключевым моментам как безопасность, надежность, доступность.

Вторые два влияют на качество жизни, они привлекают (или не привлекают) в город творческих, талантливых людей, которых социологи называют «креативным классом». Наше министерство отвечает за инновации в этих сегментах, в частности в энергетическом и транспортном машиностроении, медицине.

Е-xecutive: Транспорт XXI века. Что является главным звеном: автобус? Автомобиль? Велосипед?

С.Н.: В этот ряд можно включить и вертолет-такси, и дирижабль, и железнодорожный транспорт, главное, чтобы был единый интерфейс взаимодействия горожанина и транспортной системы. Это – один из выводов EXPO-2010.

Во-первых, у человека в любой точке должен быть выбор, который он делает с помощью маршрутизатора. Во-вторых, развитие транспортной системы должно быть ориентировано на сокращение времени пребывания горожанина в пути.

Поездка может длиться полчаса-час, не больше.

Это нужно принять за стандарт.

Е-xecutive: В докладе вы приводите бразильский кейс «Автобусное метро»: общественный транспорт движется по выделенной для него полосе. Возможна ли привилегия для автобусов в условиях феодального «мигалочного» дорожного движения?

Возможна ли при той агрессивности, которая свойственна нашим водителям?

Настя в гостях у пиратов и поиск настоящего клада


С.Н.: У нас страна такая, где все возможно. В том числе возможно такое, что другим странам и не снилось.

Никому в голову, наверное, не пришло бы строить города на берегу Северного Ледовитого океана, а мы строили. Вообще в течение ХХ века мы опробовали множество форм жизни современного города. «Сколково» придумано не сегодня, академгородки в Сибири стали строить в 1950-е.

Возможны и новаторские решения в области организации дорожного движения. Я думаю, что один мэр точно уже в следующем году подобный автобусный проект у себя реализует.

Мы сделаем эту практику доступной, расскажем о ней другим мэрам.

Е-xecutive: Вы принципиально не хотите диктовать мэрам, что они должны делать для развития городской среды? Горизонтальный сетевой подход в госуправлении?

С.Н.: Сейчас с помощью EXPO-2010 мы можем совершить очень интересный прорыв в управлении. Не нужно ограничивать мэров «сделай автобусную систему, открой велосипедное движение».

Мы им даем лучший банк лучших городских решений городского управления, доступ ко всемирному опыту.

Этот выбор – некая проверка для мэров. И помощь одновременно: с таким банком данных легко готовить предвыборные программы.

Е-xecutive: В доклад вошел немецкий кейс «Избыточное жилье». В чем главная идея этого сюжета?

С.Н.: Стоимость владения – это важный экономический фактор, который во всех сферах хозяйственной деятельности становится доминирующим. С точки зрения современного человека, его мобильности, очень удобно, когда он может раз в несколько лет менять работу, независимо от места жительства.

Немецкий кейс говорит о том, что при реконструкции центра не обязательно все сносить и не обязательно продавать историческую недвижимость богатым в собственность. Состоятельным людям нравится жить в пригородах.

А в центральных исторических кварталах можно организовать жилье экономкласса. В том числе с использованием арендных отношений.

Этот пример может быть интересен российским города с исторической застройкой.

Он позволяет сохранить социальную жизнь в центре города, сохранить «третье пространство».

Е-xecutive: … которого так не хватает уральским и сибирским городам с их суровым климатом?

С.Н.: Его вообще не хватает. Потому, что раньше строили как? Справа – завод, слева – город. Или наоборот.

А теперь возникает новая задача: где проводить время?

Где общаться? В каждом промышленном городе стихийно возникает такое место, которое берет на себя функции городского центра.

Есть примеры, когда созданием городского пространства занимаются власти.

Е-xecutive: Пермь?

С.Н.: Да, в Перми есть мастер-план, у них этот процесс идет запланировано.

Sat: Недавно на нашем портале обсуждалась тема городского мусора. Как выяснилось, в России отсутствует отрасль утилизации отходов.

А как другие города решают эту проблему?

С.Н.: Есть несколько стадий. На первой – она продолжалась вплоть до 1960-х годов – город «втягивал» в себя ресурсы и потреблял их.

До урбанизации, которая началась одновременно с промышленной революцией, в городах жило 2% населения планеты. Сейчас – около 50%.

Поэтому во второй половине ХХ века накопилось множество экологических проблем.

В последнюю четверть XX века наступил период экономии ресурсов, ограничения экспоненциального роста. А теперь в мире настало новое время: в павильоне Сингапура на EXPO-2010 демонстрируется устройство, которое собирает капли дождя – такое бережное отношение к пресной воде.

У нас пока такого нет. В России еще не наступила эпоха управления издержками, эта идея нам еще не очень понятна.

Новый период наступит тогда, когда менеджмент расходов станет экономически выгодным. На этой стадии города не только не наносят ущерб среде своим существованием, но и производят ресурсы.

В архитектуре есть такое понятие «пятый фасад» – это крыша, на которой могут быть установлены устройства для сбора энергии (как в Испании) или воды. Есть предложения выращивать на крышах растения.

Это – совершенно новое отношение к окружающему миру, основанное не на принципе «пожил и ушел», а на стремлении постоянно улучшать место, в котором обитаешь. При таком подходе нет ни городов, погрязших в мусоре, ни заброшенных территорий.

Sat: Я опасаюсь, что наши читатели воспримут подобные идеи как не имеющие никакого отношения к России…Они будут правы?

С.Н.: Некоторые идеи, согласен, «гости из будущего», из XXII века. Но они прорастают из сегодняшней практики.

Что должен делать современный город?

У него есть восемь задач. Вот как их сформулировали аналитики из Тольятти:

1. Возобновление населения. Согласны?

2. Трансляция культуры. Что надо делать в рамках решения этой задачи?

Формировать и развивать человеческий капитал, открывать перспективы для собственной молодежи, с одной стороны, создавать комфортные условия для пенсионеров.

3. Реформирование городских финансов: организация длинных и коротких денежных циклов, связывание денежных ресурсов на территории, создание каналов циркуляции денег – торговых сетей, платежных систем.

4. Реконструкция производственно-хозяйственного комплекса. Создание технологий, создание производств, требующих интеллектуально емких рабочих мест, мест высокой квалификации и нацеленных на производство товаров и сервисов повседневного спроса.

5. Реинновация городской недвижимости. Пространственное переустройство городского хозяйства.

6. Рециклинг утилизации и захоронения отходов. Об этом вы спрашивали.

7. Энергоэффективное балансирование: снижение себестоимости энергии, ликвидация потерь при ее трансферте, уменьшение вероятности сбоев, снижение ущерба от аварий.

8. Реинженеринг. Создание и рекультивация городских территорий и акваторий.

Это сформулировали специалисты в Тольятти. Не люди из будущего, не иностранцы, а наши современники и сограждане.

Восемь задач предъявляют спрос на новые технологии и техники.

Sat: Да, но наши пользователи приведут примеры из жизни, свидетельствующие о противоположных тенденциях… Например, вспомнят историю с Химкинским лесом…

С.Н.: Когда-то это должно закончиться. Города – инфраструктура цивилизованной жизни.

Локализация намерений человека создать в процессе своего развития удобную среду. Не только дома, не только дороги, но и другие компоненты системы.

Здесь могут быть конфликты между устремлениями. История с Химкинским лесом – это конфликт между интересами транспорта с одной стороны и желанием жителей уберечь микроклимат своего района с другой.

40% жителей городов считают проблему качества воздуха ключевой для себя.

Не проблема экологии вообще, а микроклимат в том пространстве, где находится человек. Спрос на кондиционеры летом 2010 года возник не только из-за лесных пожаров.

Принудительное вентилирование, кондиционирование всех сооружений становится нормой жизни. Конфликты же возникают тогда, когда человек не является хозяином своей жизни, когда решения вместо него принимает кто-то другой.

Поэтому я с самого начала сказал, что доклад, который мы подготовили, адресован не только мэрам и главным архитекторам. Развитие городов – это тема обсуждения городскими сообществами.

Sat: Почему вы полагаете, что время для дискуссии с городскими сообществами наступило?

С.Н.: Понимаете, в чем дело… Закончился мировой экономический кризис, мир находится в стадии перехода на новые принципы существования, и ЕХРО-2010 это показывает. Я не сторонник изоляционистских взглядов («А у них, а у нас…») Грубо говоря, чтобы играть в футбол, достаточно иметь мячик и территорию для игры.

Не обязательно ждать, что чемпионат мира пройдет в твоей стране.

Sat: А что может стать драйвером модернизации городской среды?

С.Н.: Нет другого источника спроса ни на модернизацию, ни на инновации, чем повседневность. Массовый потребительский спрос – главный источник.

Обратите внимание, с пищевой промышленностью в России все нормально, верно?

Несмотря на отдельные сюжеты про цены на крупу, в принципе мы сами обеспечиваем себя продуктами питания. Из чего их делают – из импортного сырья или из российского – это другой вопрос.

Но пищевая промышленность в стране есть. У нас нет разваливающихся хлебокомбинатов, протекающих молокозаводов, дурно пахнущих колбасных фабрик.

Потому что имеется стабильный спрос на продукты питания.

Для промышленности очень важно, чтобы был структурирован спрос со стороны жителя города. Население в городах за это готово проголосовать своими налогами.

Я говорю не про политические выборы, а про экономический выбор, который каждый человек делает каждый день, пользуясь лифтом, транспортом, потребляя энергию… Именно этот выбор заставляет развиваться инженерную культуру.

Sat: На чьи деньги?

С.Н.: На ваши. Вы платите налоги, вы платите за, допустим, такси 400 рублей (в Москве меньше, чем за 400 рублей никуда не доедешь). Почему?

Потому что нет привычки пользоваться метро. Я, например, езжу на метро.

А другие, зачем-то соревнуясь друг с другом, покупают новые модели джипов, на которых в Москве никуда проехать решительно невозможно. Человек покупает джип, чтобы через пробки доехать до работы, затем припарковать его на 12 часов (потому что все – работоголики), и потом вместе со всеми стоит в пробке на выезде из города.

Классный образ жизни :) Ребята, а на чьи это деньги происходит? Кто джипы покупает? Вы покупаете?

Ну, так вот, на ваши деньги и меняйте свою жизнь.

  

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: