Потребкредитование всерьез и надолго

Юниаструм Банк последние несколько лет уделял особое внимание развитию таких направлений бизнеса, как корпоративное кредитование, кредитование малого и среднего бизнеса, автокредитование.

Однако в начале 2012 года кредитная организация несколько «перепрофилировалась» и активно занялась разработкой и продвижением программ в сфере потребительского кредитования. О том, почему банк принял такое решение, и о новом для российского банковского рынка пилотном проекте, предусматривающем кредитование нерезидентов, рассказал в интервью НБЖ президент Юниаструм Банка, председатель совета директоров КБ «ЮНИСТРИМ» Гагик ЗАКАРЯН.

НБЖ: Гагик Тигранович, первый вопрос, который хотелось бы вам задать, -каково ваше видение основных тенденций, сформировавшихся в 2012 году на рынке потребительского кредитования?

Г. ЗАКАРЯН: В прошедшем году мы наблюдали не просто активный, а действительно агрессивный рост на рынке потребительского кредитования. Объемы выданных потребительских кредитов увеличились на 40% по сравнению с итоговым показателем 2011 года.

Это произошло в силу двух причин: во-первых, увеличилось число игроков в этом сегменте рынка (многие банки, ранее не уделявшие внимания развитию потребительского кредитования, начали в 2012 году активно развивать это направление бизнеса), а во-вторых, люди в России стали с большим оптимизмом смотреть в будущее. Это сделало их более свободными в расходовании средств и более активными с точки зрения привлечения кредитов.

Надо учитывать и еще один момент: хотя потребительское кредитование как вид банковского бизнеса существует у нас не первый год, база все равно остается невысокой. По такому показателю, как объем кредитов на душу населения, Россия уступает даже странам, которые не входят в число экономически развитых.

В новый год при деле кот. Лакомство Dreamies™ его надолго займет


С другой стороны, на фоне бурного развития потребительского кредитования появились опасения: адекватно ли оценивают потребители свои возможности по обслуживанию взятых на себя долговых обязательств? И адекватно ли оценивают свои риски при выдаче кредитов некоторые участники банковского рынка?

Все это вполне закономерные вопросы, особенно в условиях, когда сохраняется возможность замедления темпов экономического роста в России, и даже наступления экономической рецессии. Поэтому озабоченность регулятора банковского рынка понятна, и тот факт, что Банк России разрабатывает меры, призванные «охлаждать» активность банков в сегменте потребительского кредитования, не вызывает удивления.

НБЖ: С вашей точки зрения, в 2013 году в сегменте потребкредитования сохранятся такие же высокие темпы роста?

Г. ЗАКАРЯН: Мне это кажется маловероятным, темпы будут ниже, хотя и не радикально, во-первых, потому что база все равно останется низкой, и, во-вторых, потому что продолжит расти географический охват этого рынка. Если раньше потребительские кредиты выдавались в основном в крупных городах, то сейчас люди имеют возможность привлекать их и в небольших населенных пунктах, где проживают всего 200-300 тысяч человек.

Там активно открывают свои офисы банки, и, пожалуй, с еще большей активностью работают микрофинансовые организации, готовые предоставлять необеспеченные кредиты.

НБЖ: МФО, если можно так выразиться, подпирают банки снизу, а сверху, наверное, частные банки ощущают растущее давление со стороны организаций с госучастием. В 2012 году в сегмент потребительского кредитования вышли сразу два госбанка — Сбербанк и ВТБ.

Как это сказалось на состоянии «конкурентного поля»?

Г. ЗАКАРЯН: Выход госбанков в этот сегмент — действительно ощутимая тенденция, которая будет сохраняться на рынке и в 2013 году. В последнее время о своих намерениях развивать потребительское кредитование заявило еще несколько крупных игроков.

НБЖ: Тоже госбанки?

Г. ЗАКАРЯН: Нет, частные финансово-кредитные организации. Сегмент потребительского кредитования является сейчас очень привлекательным для банков в немалой степени потому, что доходность этого бизнеса в 1,5-2 раза превышает доходность даже в сегменте кредитования МСБ.

Ну и, как я уже сказал, к этому сегменту повышенное внимание проявляют МФО.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: