Мясо по понятиям

Вступление в ВТО, с одной стороны, не имеет к малому бизнесу никакого отношения. С другой, если нам повезет, стандартизация и унификация правил игры позволит небольшим компаниям на равных конкурировать с теми, кто привык до сих пор вести дела по понятиям.

В предыдущей колонке я высказал свои суждения по поводу вступления России в ВТО — события значительного, но весьма неоднозначного. В лучшем случае оно не окажет никакого влияния на отечественный бизнес.

В худшем — эффект будет отрицательным: многие предприятия, кое-как влачившие свое существование в экономическом вакууме и выживавшие благодаря поддержке государства, будут закрыты.

Сразу после публикации колонки на сайте «Бизнес-журнала» появились недовольные комментарии: к чему констатировать очевидный факт, вместо того чтобы попытаться предложить отечественному малому и среднему бизнесу парочку конкретных сценариев поведения в изменившейся реальности. Соглашусь, кричать, что все плохо, и не предлагать ничего взамен — не лучшая тактика.

Поэтому давайте поищем позитива.

Начну издалека. В 1996 году, работая в банке, я решил несколько расширить сферу своей профессиональной деятельности и начать торговать мясом.

А что? Я всегда был склонен к диверсификации, а тогда к тому же имел возможность без проблем взять дешевый кредит под гарантии зарубежного банка.

Вот я и подумал: есть завод «Микоян» — так отчего бы не поставлять ему импортное мясо? У меня были контрагенты в Германии, мы нашли самое дешевое мясо от производителя в этой стране, я посчитал стоимость растаможки.

Наглеть не стал и заложил себе минимальную по тем временам норму прибыли — всего 5%.

Приехал на «Микоян» для переговоров и говорю: «А давайте вы будете брать мясо у меня? Я буду отдавать вам его по 82 цента!» Менеджер выслушал меня и по-свойски порекомендовал бросить затею и вообще не лезть в этот бизнес. «Как же так, вы же нигде не найдете дешевле, я же напрямую у немецкого производителя закупаю!» — не унимался и напирал я. Тут менеджер открыл карты: мясо им достается еще дешевле — по 80 центов.

Ход Джавелином. Испытание американской гуманитарной помощи


Как так? Любому, кто знаком со спецификой мясного бизнеса той поры, очевидно, что просто так, с потолка, такой дискаунт получить было невозможно ни при каких объемах закупки.

И я ушел несолоно хлебавши, понимая, что ничего не понимаю в схемах поставок, которые использует завод. Стал смутно догадываться лишь некоторое время спустя.

Вероятно, завод получал мясо, которое Германия экспортировала в Россию по программам гуманитарной помощи. Разумеется, б’ольшая часть «цивилизованной» Европы в список стран, куда можно было везти немецкое мясо под видом гуманитарной помощи, не попадала.

Россия же была отнесена к странам «третьего мира» и у нас эта «схема» работала.

Казалось бы, все хорошо и жаловаться глупо: в Россию шло мясо по низкой цене. Но если разобраться, беда в том, что, кроме самого «Микояна», от этого никто толком не выигрывал.

Завод зарабатывал дополнительную маржу, поскольку отпускные цены на свою продукцию держал как у всех на рынке. Но при этом — на корню убита конкуренция в сфере поставщиков, так как независимые компании не могли играть по этим правилам.

Это не бизнес-стратегия. Это чистой воды мародерство, от которого малому бизнесу, мягко говоря, становится плохо, так как он не может предложить свои услуги клиентам.

Вспомнил я эту «мясную» историю из «лихих» девяностых вот почему: по сути, за это время ничего не изменилось. У нас до сих пор львиная доля бизнеса строится на подобных договоренностях и схемах.

Вот более свежий пример. Недавно я ездил в Чехию.

У них там есть замечательный «виртуальный» банк, у которого нет никаких филиалов и офисов. Зато есть главное: они выпускают карточки и держат собственную сеть банкоматов, благодаря чему живут припеваючи.

А теперь ответьте мне: почему у нас нет такого банка? Ведь все же просто. Давайте пофантазируем.

Собираются Топ-10 российских интернет-компаний, организуют интернет-банк и начинают эмитировать карточки. Вот они, возможности-то!

Бренд узнаваемый, понятно, куда двигаться и как развиваться. Скажу больше: банку, созданному такой вот «интернет-артелью», на рынке не будет равных.

Например, он сможет кредитовать население, не тратя огромных средств на скоринговые системы: ведь такой информации о каждом из нас, какой сегодня располагают те же «Яндекс» или Mail.Ru, не обладает никто. Риски при кредитовании стремятся к нулю.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: