Органичные препирательства

Минфин, Центробанк и Минэкономразвития похожи на трех братьев, которые по идее должны поддерживать друг друга во всем, но постоянно ссорятся и обмениваются подзатыльниками.

Понять, что служит действительной причиной постоянных препирательств между министерствами, сложно. Скорее всего, здесь замешаны политические и какие-то командные мотивы. Дабы не навлечь на себя гнев власть предержащих копаться в этих особенностях СМИ не берутся.

Однако наблюдать за процессом обмена оплеухами забавно, так что многие с увлечением предаются этому занятию. Эдакий «Дом — 2» для тех, кто интересуется финансовой политикой государства.

Например, на днях пресса смаковала заявление  министра финансов Алексея Кудрина относительно укрепления рубля. «Давайте увеличивать госрасходы и при этом не укреплять рубль — это довольно странная логика», — заявил СМИ Алексей Кудрин. Рубль 17 марта укрепился до максимума декабря прошлого года.

Этот словесный камень министр бросил аккурат в огород Минэкономразвития, а если точнее, то на грядку замминистра экономического развития Андрея Клепача. Он не устает повторять, что крепкая национальная валюта вредна для российской экономики.

Замминистра обосновывает позицию отсутствием готовности у российской экономики к резкому укреплению национальной валюты до 23-24 рублей за доллар при высоких ценах на нефть и притоке капитала.

Однажды Андрей Клепач даже воззвал к Центробанку с просьбой активно сдерживать укрепление рубля с помощью интервенций. Замминистра так усиленно ратовал против сильного рубля, что Центробанку пришлось «отбиваться». «Крепкий рубль способствует модернизации (дешевеет импортное оборудование и технологии), население становится богаче, — заявил прессе первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. — Нет такого общего правила, что девальвация полезна, а ревальвация вредна».

Идрис Абкар. Сура \


Сильный рубль влияет негативно на бюджет, уточнял тогда общественности Алексей Улюкаев. Но никак не на всю экономику, если  государство выстроит бюджетную политику, менее чувствительную к колебаниям курса.

Алексей Кудрин придерживается такого же мнения. По словам министра, если нефть будет дорожать, то рубль начнет расти в силу объективных и фундаментальных факторов.

Чтобы не рос — не надо тратить все доходы от нефти, «а мы сегодня тратим», отрезал тогда Кудрин.

О чем тогда спор, если тратим все и рублю ну никак не укрепиться? Однако препирательства между госорганами все равно не угасают, сбивая с толку россиян. Хорошо, что за рублем следит все-таки Центробанк.

Он в этом процессе есть третий и не лишний. С прошлого года ЦБ изменил курсовую политику, позволив рублю плавать в рамках коридора, границы которого, тем не менее, могут сдвигаться под воздействием рыночных факторов.

Вполне взвешенное и логичное решение, учитывая, что раньше, сдерживая укрепление рубля, чтобы фиксировать его курс к иностранным валютам,  Банку России приходилось пользоваться не самыми популярными мерами, например, идти на избыточную эмиссию. Теперь этот негативный опыт учтен, а рубль отпущен в свободное плавание.

Так что непримиримая разность взглядов министерств на проблему укрепления рубля перешла из практической в теоретическую плоскость. Что, тем не менее, не охладило пыла спорщиков.

Конфликт мнений с другими госорганами в Минфине, похоже, вошел в привычку и перестал быть чем-то новым и необычным. Ведь разногласия проявляются не только в таких глобальных вопросах как регулирование курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, но и в мелочах, типа диаметрально противоположной трактовки нормативных актов.

Например, Минфин не идет навстречу Банку России в вопросе налогообложения расходов по формированию резервов на возможные потери. Это при том, что банкиры завалили ЦБ просьбами о признании расходов по формированию резервов на возможные потери в соответствии с Налоговым кодексом РФ расходами для целей налогообложения.

Регулятор поддержал позицию банков, но Минфин был непреклонен. Интересно, что ЦБ несколько раз обращался к министерству с предложением о распространении норм статьи 292 Налогового кодекса РФ на расходы банков в виде отчислений в резервы на возможные потери по финансовым инструментам, не относящимся к ссудам, судной и приравненной к ней задолженности, но все тщетно.

Сдается мне, что дело здесь не в собираемости налогов, а в очередном тумаке. Надо же было стукнуть Центробанк за то, что придерживался другого мнения о рубле и опасности его укрепления.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: