Парадоксы инноваций

Наталья Ермакова Редактор, Москва

Отчего зависит успех или провал изобретения? Как влияет глобализация на использование научных открытий?

Об особенностях современных инноваций – на Executive.

Переоценить роль инноваций очень сложно. Существует масса нововведений, которые коренным образом изменили как бизнес-процессы, так и нашу повседневную жизнь.

Сегодня мы уже не задумываясь носим кроссовки, принимаем лекарства на основе пенициллина, ездим на машинах с автоматической коробкой передач и руководствуемся в работе принципами корпоративного управления. А ведь все это – примеры успешных инноваций ХХ века.

Удачная модернизация кедов положила начало компании Nike в 1960-х и стала причиной резкого подъема в производстве спортивной обуви. Чтобы спасти General Motors от краха, Альфред П. Слоун задолго до Стивена Кови и Тома Питерса первым применил стиль руководства, при котором структурные подразделения, доказавшие свою финансовую эффективность, получали право самостоятельно принимать решения.

Не стоит забывать и более поздние изобретения, которые, тем не менее, уже прочно вошли в нашу жизнь: памперсы, интернет, мобильный телефон.

При этом мы редко задумываемся о том, в какой стране появилась или была впервые внедрена та или иная разработка. Она либо нужна нам и «приживается» у нас, либо нет.

А между тем есть прямая связь между инновациями и уровнем жизни населения в стране. Не стоит забывать и того, что зачастую прорывные технологии придумывают одни, а вся слава и деньги достаются другим.

Отчего зависит успех или провал изобретения в конкретной стране? Как влияет глобализация на использование научных открытий?

В чем же заключаются особенности современных инноваций, мы попытаемся разобраться в этой статье.

Уровни инноваций

По мнению Амара Биде, профессора Columbia University и автора книги «Рискованная экономика: как инновации обеспечивают процветание в современном мире», все нововведения можно разделить на три типа: новшество высокого уровня (например, микропроцессор), среднего (несколько объединенных элементов, к примеру, материнская плата и микропроцессор) и базового/ конечного уровня (компьютер). Любое ноу-хау в итоговом виде включает в себя все три уровня: чтобы создать компьютер, необходимо знание принципов работы полупроводников (высокий), умение конструировать микросхемы и чипы (средний) и создание завода по производству полупроводников с целью увеличения количества конечного продукта и получения дохода (базовый).

Важно помнить, что любое новшество принесет доход производителю только в случае его реальной ценности для потребителя. А здесь уже вступают в игру творцы нетехнологических инноваций: маркетологи придумывают, как должным образом преподнести продукт, sales-менеджеры – какую политику продаж применить, ИТ – ускоряет бизнес-процессы и пр.

При этом утверждение, что новаторы делают самый большой вклад в экономическое процветание страны, не совсем верно: в формировании высокого уровня жизни задействованы многие игроки, и разработчики ноу-хау – одни из них. Здесь мы подходим к следующему выводу:

УДИВИТЕЛЬНЫЕ инновации


Активное развитие науки в стране не гарантирует высокий уровень внедрения инноваций.

Это удалось доказать, проведя сравнительный анализ экономик США, Германии и Японии в 1980-90х годах. В то время как в Америке все увеличивалось количество юристов и менеджеров (и учебных заведений, готовящих по этим специальностям), в Германии и Японии основной упор был сделан на взращивании ученых и инженеров.

Образование в американских средних школах не улучшалось, и в итоге количество научных статей, бакалавров и патентов за изобретения стало падать. И при всем этом экономика страны процветала.

Одной из причин этого стал тот факт, что США умело использовали не только свои достижения: многие новшества, известные сейчас как американские, были родом их других стран. Этому способствовала и «утечка мозгов» из стран соцлагеря. Отсюда следует другой парадокс инноваций:

Для инноваций не существует государственных границ: они могут появиться в одной стране, а «прижиться» – в другой или во всем мире.

Действительно, в современном мире национальная принадлежность (родина) изобретения не играет серьезной роли. Не имеет значения, что алгоритм поиска Google был придуман в Калифорнии; англичанин изобрел протоколы Всемирной паутины в швейцарской лаборатории; а швед и датчанин изобрели Skype, ведущего поставщика услуг интернет-телефонии, в Эстонии.

Всеми этими достижениями мы пользуемся едва ли не ежедневно. Но тут возникает вопрос: если научные открытия и прорывные технологии часто «мигрируют», то не получится ли так, что развивающиеся страны, всего больше включаясь в разработку и внедрение инноваций, в ближайшем времени смогут потеснить действующих мировых лидеров?

Глобализация влияет на территориальное перераспределение инноваций.

То, что работает в Швеции, США или Эстонии, может подойти и для Индии, Китая или России. Готовность и способность игроков из развивающих стран включиться в гонку по созданию прорывных технологий может несколько смущать лидеров рынка.

Многие западные корпорации в свое время переместили основное производство в страны БРИК. Таким образом им удалось сэкономить на таможенных пошлинах (на ввоз готовой продукции), на средствах производства, арендной плате, зарплате и пр.

Кроме того, вывод производства должен был благоприятно повлиять на экологию. «Принимающие» страны тоже не остались в накладе: с отрытием производств появились новые рабочие места, уровень жизни начал постепенно расти. Вместе с этим для обучения персонала при заводах стали открываться специализированные образовательные центры.

И вот сегодня заграничные рабочие уже не просто «штампуют» продукцию, а служащие – вводят первичные данные в компьютер. Сегодня они уже анализируют финансовые отчеты, проектируют микросхемы и разрабатывают и тестируют новые торговые стратегии.

Еще 40 лет назад британские экономисты Чарльз Картер и Брюс Уильямс предупреждали, что «легко препятствовать экономическому росту чрезмерным количеством научно-исследовательских работ, особенно при малом проценте трудовых ресурсов, задействованных в реализации этих разработок. Это – положение в Великобритании сегодня». Из этого можно сделать вывод, что

Пионеры-новаторы не всегда становятся победителями в гонке за славой и прибылью.

Вспомните, какая компания в 1990-е годы создала первый интернет-магазин по продаже книг? Если вы ответили Amazon.com, то ошиблись.

Идея торговать книгами в онлайне и виртуальный книжный магазин принадлежат мало кому известному предпринимателю из Огайо, который в 1991 году зарегистрировал в интернете домен первого сайта по продаже книг. Amazon заявила о себе лишь в 1995 году.

Так уж получается, что не все первооткрыватели готовы выдержать конкуренцию игроков второй волны. Со своей стороны эти последние не способны создавать новые рынки.

В современном мире не имеет особого значения, где происходят научные открытия и кто изобретает прорывные технологии, важно, где инновации внедряются и превращаются в источник доходов. Для «приживания» нововведения необходимы особые условия, но порой достаточно готовности страны или компании их принять.

Например, новейшие мировые ИТ-разработки в розничной торговле скорее будут востребованы американскими ритейлерами типа Wal-Mart, чем их конкурентами из Германии, где отдается предпочтение небольшим магазинам. Эта одна из причин, почему с середины 1990-х годов производительность и доходы стали выше в США, чем в Германии и Японии.

Материал с использованием статьи Where innovation creates value из журнала McKinsey Quarterly.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: