Средства народной информации

Владислав Коваленко Редактор, Москва Журнал «Секрет фирмы» совместно с E-xecutive опросил читателей и экспертов, каким они видят будущее СМИ в связи с тотальной оцифровкой контента. В целом прогнозы безрадостны для СМИ, которые стоят на пороге «секвестирования» и доходной, и расходной части бюджета.

О мрачных перспективах медиаотрасли размышляют участники Сообщества менеджеров.

Александр Сорокоумов: «Интернет — площадка свободная, независимых мнений много, выиграют СМИ, которые будут использовать инструменты для управления «мудростью толпы»: возможность независимой оценки публикаций и их соответствующего рейтингования и возможность не просто обсудить ту или иную новость, но и оценить любой комментарий, видеть комментарии в зависимости от их рейтинга и отбирать их в свою френд- или RSS-ленту. СМИ перестанут быть элитными клубами журналистов и станут скорее сетевыми сообществами, в которых лидеры будут идеологами, модераторами и агрегаторами того контента, который создаст, отберет и опубликует «мудрая толпа».

В СМИ наступит эра «википедий» и «линуксов». Очень пригодится механизм оплаты «из благодарности», который позволит распределять гонорары не решением редакций, а решением читателей».

Владимир Токарев: «Возможно, сами читатели, которые определяют рейтинг пишущих, будут определять, выпускать или нет материалы того или иного автора (см. проект Инвестор.ру — яркий пример того, когда СМИ, издательский дом «Рынок ценных бумаг», выходят в интернет со своей соцсетью, а не просто сайтом)».

Светлана Уткина: «Основной статьей расходов СМИ, поверьте, будет оплата труда самых умных компьютерных гениев, которые, сидя перед монитором, будут создавать блоки поиска нужной всем информации. К примеру, я хочу знать о будущем евро.

Чтобы сейчас найти информацию по этому поводу, я должна перечитать кучу мусора. Для того чтобы при минимуме затрат получить максимум удовлетворения, должны быть созданы единые блоки по темам, где будет все, без ссылок на бесполезные сайты».

Александр Сорокоумов: «Прямая реклама уступает место контекстной, а сарафанное радио (усиливаемое социальными сетями и приложениями к ним) становится технологией, управляемой потребителями. Платный контент останется, и люди будут с удовольствием платить за то, что эта информация будет собрана, отсортирована и представлена с максимальной кастомизацией под каждого читателя.

Если я найду журнал или газету, близкую мне по духу, которая сможет собрать то, что мне нужно, под меня, и постоянно настраиваться под мои вкусы и избавит меня от необходимости копаться в мусорной свалке информации в Сети,— несколько долларов в месяц я за это с радостью отдам».

Андрей Анучин: «В свое время в поезде в Чехии познакомился с парнем, который занимается floorball. Это типа хоккея на площадке для мини-футбола — весьма популярный вид спорта в Чехии.

Бизнес-модель его команды заключается в том, что команда действует на принципах добровольных взносов: ее участники делают взносы, покупают форму и т. д. В результате команда может участвовать в турнирах, в которых может что-то выиграть, а может, и нет. То есть люди платят за то, что приносит им удовольствие, позволяет общаться с близкими по духу людьми.

Вопрос «платить или не платить?» — это вопрос культуры, которая все-таки повышается. С другой стороны, это может быть вопросом престижа или вопросом остроты потребности в той информации, которую человек получает в выбранном им сообществе».

ШОК ! Лекарство от всего! Ранее засекреченная информация! Профессор Жданов


Александр Деркач: «Цифровые СМИ будут занимать все большую и большую долю рынка информации. Вырастет оперативность СМИ.

Основными распространителями массовой информации могут стать мобильные операторы. Важным фактором станет мультиязыковая поддержка.

Учитывая, что объем информации удваивается с ужасающей быстротой, а возможности обработки ее человеком практически не меняются во времени, на первый план выйдут СМИ, которые смогут кратко и доступно доносить основную информацию. Подытоживая, хочу сказать, что не так важно, какими будут средства массовой информации, гораздо важнее — какими навыками поиска и обработки информации будем обладать мы, читатели».

Василий Гатов: «Наиболее далеко продвижение в онлайн зашло у «Комсомолки» и Life.ru, они наиболее последовательно в онлайн верят. Чуть в меньшей степени это относится к деловым газетам.

И «Коммерсанту», и «Ведомостям» я посоветовал бы коренным образом менять приоритеты.

Все остальные опаздывают или тратят деньги на глупости. Если говорить о тенденциях в области цифрового контента и онлайн-СМИ в частности, я бы рекомендовал обратить внимание на тот факт, что производителями контента заинтересовались сотовые операторы.

Они понимают, что следующий виток конкуренции — вопрос контента, эксклюзивного, удобного. Я бы внимательно смотрел за меняющимся Mail.ru, где люди приходят в сервисы, которые ранее были лишь автоматическими агрегаторами контента.

За Google, который числит Россию среди приоритетов и будет прямо или косвенно производить контент в России. За РИА «Новости», хотя это скорее государственная история.

Из небольших компаний интересны усилия Tvigle и телеканала «Дождь», ожидаемое развитие «Сноба».

Андрей Анучин: «Формируются два полюса возможных моделей СМИ: неограниченное потребление общедоступной информации и ситуационное потребление эксклюзивной информации.

1. Агрегаторы информации, строящие интересный (развлекательный) информационный поток с вовлечением потребителей. Здесь возможны использование систем мгновенных сообщений от своих читателей, более широкое применение различных лотерей, конкурсов среди авторов новостей и т. д. Вот один из примеров возможного формата: в марте 2008 года компания News media заявила о намерении запустить медиапортал для выкладывания видеороликов, снятых на мобильный телефон.

Авторы роликов будут получать гонорар в зависимости от количества уникальных просмотров ролика на сайте.

2. Создатели уникального (аналитического, смыслового) контента. Очевидно, что это уже не будут СМИ (средства массовой информации) в традиционном понимании.

Более уместно будет другое определение, например СЭИ (сообщество экспертной информации).

Строиться они будут по формату «открытых сообществ» а-ля «Википедия» и обладать различными уровнями доступности. В частности, доступ (регистрация) будет возможен по рекомендации остальных участников сообщества.

Но основные тенденции современных информационных каналов, а именно: интерактивность, использование контента, генерируемого пользователями, фрагментация каналов информации, создание сообществ потребителей информации — будут определять функционирование каналов информации в обоих случаях.

Как пользователи могут генерировать качественный контент? Качество контента = количество активных участников? качество участников (экспертность, креативность, мотивация)? среда (сервис, методика, стимулирование)?

Очевидно, что зависимость между количеством участников и качеством контента тут не прямая. Принцип «чем больше, тем лучше»; действует до определенного предела.

Качество участников включает такие переменные, как наличие формальных и эксклюзивных знаний по обсуждаемой проблеме и креативность. Можно собрать в одном месте умнейших и креативнейших людей (и многие специализированные социальные сети так и делают), но если у экспертов нет мотивации делиться / генерировать новое знание, то они так и останутся «мертвыми душами».

Они должны быть замотивированы! Для эксперта далеко не все упирается в деньги. «Ткать смысловое полотно» — это то, что может его заинтересовать. Качество среды: а) сервис, удобный интерфейс, внутренний поиск и т. д. б) методика получения новых знаний; в) стимулирование — способность среды стимулировать участников на активность: системы рейтингования, системы поощрения и т. д.

Василий Гатов: «Системный кризис глубоко врезался в отрасль. Сначала думали, что это происходит под ударами интернета.

Но для меня сейчас очевидно, что ключевым конкурентом стало телевидение. В связи с бесплатностью и общедоступностью оно перетягивает на себя основные доходы СМИ.

О многократном росте поступлений от интернета я не слышал, не заметно и перехода в сетевые ресурсы лучших редакторов и журналистов. Очевидно, они выжидают — то ли адекватной модели монетизации, то ли роста аудитории».

Материал опубликован в журнале «Секрет фирмы» и на сайте издания. Публикации предшествовали дискусии в социальных группах E-xecutive «Википроект «Энциклопедия менеджера» и «Медиабизнес».

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: