Уверуйте в мяч

Владислав Шулаев Директор по PR, Москва Простая игра в мяч объединяет больше стран, чем политические альянсы, развивает инфраструктуру целых городов лучше, чем любая власть, и лучше всяких рейтингов показывает, где действительно хорошо живется. Как футбол влияет даже на тех, кто его не смотрит, и о новой мировой религии рассказывает Владислав Шулаев.

Владислав Шулаев

Футбол как глобальный коммуникатор

Финальный матч прошлого чемпионата мира в Германии одновременно в прямом эфире смотрели около 1 млрд человек. При мобилизации интереса африканского населения одновременных зрителей стартующего в ЮАР чемпионата будет уже около четверти жителей планеты.

Для полноты картины глобальности футбола нужно отметить, что в международную футбольную ассоциацию ФИФА входит на 15 стран больше, чем во Всемирную организацию здравоохранения, на 16 больше, чем в ООН, и на 55 больше, чем в ВТО. Что же это за новая коммуникационная среда выросла на месте старого доброго футбола?

Футбол как отражение политико-экономических процессов

В 2002 году московские СМИ приветствовали выход сборной России в финал японо–корейского мундиаля броским заголовком «Россия возвращается в мировое сообщество!». И с этим трудно было не согласиться.

В последний раз до этого отечественная сборная что–либо выигрывала в футболе в 1988 году. Это было как раз начало бурного четырехлетия, когда наша страна была в авангарде европейских и мировых перемен, но по окончании которого от былого Советского Союза и его авторитета остался совсем другой пейзаж.

Нулевые годы ознаменовались-таки полноценным возвращением России в качестве одного из столпов европейского мира, что в футболе отразилось даже в бронзовые медали Евро-2008. Это просто сопоставления.

Но есть и вполне солидные исследования данного вопроса.

Американский инвестиционный банк Goldman Sachs Group Inc. в 2002 году разослал своим клиентам 56-страничный доклад, в котором говорилось: с 1966 года фондовые индексы индустриальных стран, которые побеждали на чемпионатах мира по футболу, были на 9% выше, чем фондовые индексы во всех остальных странах. («Коммерсантъ», 18 июня 2002 года).

Футбол как новая география

Футбол предвосхищает географические изменения. Известен факт, что уже в 1990 году литовские и грузинские команды отказались от участия в первенстве Советского Союза, который в следующем году распался.

Рождение ЕЭС (которое не РАО) было упреждено созданием в 1954 году европейской футбольной ассоциации (УЕФА) и ее же кубка. А Евросоюз был «предвосхищен» созданием Лиги Чемпионов в 1991 году с аналогичным звездным гербом.

Сейчас, судя по сообщениям футбольной жизни, мы стоим на пороге новых географических прорывов.

Ставшие регулярными успехи израильских футбольных клубов на высоких стадиях еврокубков и сборной этой страны в официальных отборочных играх европейских групп наглядно показывают, что Израиль — полноправная европейская страна, что бы там ни говорили географические атласы.

Не менее серьезный географический прорыв произошел в 2002 году в связи с включением в УЕФА Казахстана. Эта страна, ранее считавшаяся безусловно азиатской, своим решительным поступком значительно расширила территорию Европы к центру материка.

Видимо, в качестве компенсации перед прошлым отборочным мировым циклом в азиатский футбольный союз вошла ранее независимая часть света — Австралия. И вот самая свежая географическая новость: сборная Японии приглашена на футбольный Кубок Америки-2011.

Причем национальная команда Страны восходящего солнца уже однажды играла на этих соревнованиях — в 1999 году, и поэтому переход Японии в Америку можно назвать текущим процессом.

Футбол как индикатор развития городов и регионов

В последнее время развитие благоприятной инновациям городской коммуникационной среды идет в различных направлениях: по пути создания «креативных кварталов» — своеобразных кварталов культуры и отдыха, открытых университетских коммуникационных площадок, «третьих мест». Но нельзя не обратить внимания на коммуникационную отрасль, уже сейчас поражающую своей массовостью и энергетикой, вовлеченностью в него молодежи и «креативного класса» и при этом продолжающую свое бурное развитие и самостийно отхватывающую себе все больше реального городского пространства.

Речь идет, конечно же, о футболе.

Полгода назад на пятом Пермском экономическом форуме министр культуры края Борис Мильграм заявил о намерении Перми стать культурной столицей. И в качестве примеров городов, реализовавших «культурную стратегию», он назвал Манчестер, Барселона и Милан.

Да, эти города общепризнанные культурные лидеры и законодатели мод в социальных инновациях. Однако этот же ряд городов является однозначными лидерами и в футбольном мире.

По удивительному совпадению клубы именно этих трех городов стали победителями европейской Лиги чемпионов последних трех лет. То же соответствие и у развивающихся российских регионов.

Возможно, футбол является своеобразным маркером территорий, благоприятствующих социальной инноватике. Если верить турнирным таблицам, помимо Москвы — это Казань, Пермь и Самара, Питер и Московская область, Томск и Новосибирск, половина вновь образованного Северо-Кавказского округа плюс Ростов и Краснодарский край, рвущийся в «Премьер-лигу» аж тремя командами.

Animation video «Kiss»


Футбольные успехи объясняются не только и не столько вкладываемыми финансами. Создание суперклубов в футболе обязательно требует высокого уровня согласия и сотрудничества в региональной элите, наличия значительного числа амбициозных, патриотично настроенных «пассионариев», взаимопонимания властей, общества, бизнеса и СМИ, развитой городской среды, инфраструктуры, образовательных — «выращивающих» — технологий, сильной маркетинговой сферы, известной степени социального оптимизма и многого другого.

Взятие на вооружение такого индикатора будет весьма полезно и в более широком географическом диапазоне. Тем более что, вероятно, не за горами создание футбольного рейтинга российских регионов по примеру международного футбольного рейтинга стран.

Футбол как ускоритель инноваций

Есть мнение, что за 90 минут 20 октября 2009 года, когда «Рубин» из столицы Татарстана обыграл мирового футбольного гранда «Барселону», Казань приобрела бОльшую мировую известность, чем за предыдущие 1000 лет. Во всяком случае, следующий матч с «Барселоной», транслировавшийся из Казани, стал прекрасным элементом в программе маркетинга города, благо на заднем плане телетрансляций домашних матчей казанцев постоянно присутствует, пожалуй, самая эффективная в мире, с точки зрения продвижения туризма, картинка — вид на главные достопримечательности — Кремль, башню Сююмбике и недавно построенную мечеть Кул-Шариф.

Футбол вообще является превосходным ускорителем и бета-тестером социальных, экономических, правовых, медийных, медицинских, межконфессиональных и даже политических инноваций, а также и инноваций в области безопасности и охраны общественного правопорядка. Общеизвестно, например, что футбольные хулиганы в Англии стали катализатором организационных, технологических и идеологических реформ в системе обеспечения безопасности на британских островах.

Более того, футбол как глобальная отрасль обладает механизмами «принуждения» к международным инновационным стандартам организации городской среды — транспортной доступности, качества сервиса и комфорта сферы гостеприимства, коммуникационного обеспечения. Именно этого международные футбольные организации добиваются от городов, принимающих матчи, например, европейских турниров и особенно финалы чемпионатов мира и континентов.

15 российских городов в случае выигрыша российской заявки на проведение финала чемпионата мира 2018 или 2022 года это испытают на себе.

И, наконец, если мы говорим о городской среде как ресурсе в борьбе за инноваторов — таланты и креативный класс, то футбол является четким индикатором развитости среды проживания. В России легионеры — игроки и тренеры топ-уровня — едут на долгие контракты пока только в два города — Москву и Петербург.

И решающим фактором отказа (по их многочисленным публичным комментариям) являются не деньги, а в конечном итоге некомфортность. Если нужен достоверный публичный критерий городской среды, благоприятной для проживания инноваторов, то это, вероятно, один из них.

Футбол как родитель

Энергетика футбола настолько велика, что ее хватает на рекордный рост «производных» от него. Кампания Electronic Arts Inc. сообщила о новых рекордах продаж компьютерной игры «FIFA 10», завоевавшей высшие рейтинги среди спортивных игр для PLAYSTATION3 и Xbox 360.

Согласно собственной информации издателя, суммарный объем продаж «FIFA 10» превысил 10 млн копий. В среднем в Сети ежедневно проводится около 3 млн матчей «FIFA 10», а всего за 2009 года в Сети было сыграно около 2 млрд виртуальных матчей этой игры.

Вторым набирающим собственный глобальный вес «сыном» футбола является футбольный фристайл — выполнение различных трюков с футбольным мячом при помощи различных частей тела. Это «неофутбольное» движение, соединенное с молодежной музыкой и танцевальной культурой, уже собирает тысячные аудитории в залах, но пока за пределами России.

Футбол как коммуникатор

Футбол — уникальный коммуникатор, он представляет из себя тысячи или даже миллионы разноуровневых площадок коммуникационной среды. И «я другой такой среды не знаю», которая мобилизует еженедельно по 100 тыс. россиян на стадионах только премьер-лиги.

В других футбольно более развитых странах это число намного больше. Например, крупнейший стадион «Маракана» рассчитан на 200 тыс. зрителей.

Самые популярные матчи собирают у телеэкранов более 10% россиян.

Так апрельский четвертьфинал Лиги Чемпионов этого года ЦСКА — «Интер» привлек 15,9 млн россиян (суммарная аудитория всех общедоступных и платных телеканалов и Интернета), а прошлогодний финал Лиги Чемпионов «Челси» — «Манчестер Юнайтед» 19,5 млн жителей страны.

Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за матчами чемпионата Европы-2008 следило большинство россиян (70%). Почти половина соотечественников (49%) посмотрел все матчи, каждый пятый (21%) — одну-две игры.

За чемпионатом мира 2006 года следили 49% россиян. Интересно, сколько будет следить за южно-африканским чемпионатом?

Причем, обратите внимание, если к чемпионату Европы привлекали еще и патриотические мотивы, то на чемпионате-2010 сборной России не будет, и поэтому внимать футбольный форум Россия будет исключительно как необыкновенное культурное явление.

Тому, что футбол уже выделяется в самостоятельное медиаявление, соразмерное погоде, искусству, политике, бизнесу и спорту, есть объективные доказательства — появление на авторитетнейшем телеканале «Евроньюс» отдельной рубрики — «Еврофут».

Футбол как источник позитива

Мировые спортивные новости — единственный системный позитивный контент в современных медиа. И футбол — главный поставщик этих инфоповодов.

Мировая новостная медиасистема научилась в кратчайшие сроки делать общедоступными все негативные события, которые происходят в любой точке земного шара. Научные, политические и светские новости не могут системно разбавлять каким-никаким позитивом девятый вал сообщений о катастрофах, убийствах и тому подобном.

В топе новостей негатив по силам регулярно сдвигать только спортивным новостям (трансферы, прогнозы, победы, просто результаты, комментарии и тому подобное) В 2010 году этот тренд, похоже, только усиливается.

В качестве примера конструирования локального безусловно позитивного события и мероприятия можно привести футбольный городской турнир команд, составленных из школьных учителей физкультуры (например, сборные районов). Посвященный, например, Году учителя-2010.

Армии добровольных и энергичных болельщиков из числа учеников будут обеспечены.

Ждут своего часа и два позитивных футбольных праздничных дня. Уже много лет назад определен международный день футбола — 10 декабря, который в России пока отмечается лишь в нескольких регионах.

И давно пришла пора учреждения Дня российского футбола.

Футбол как неизвестно что

Современный футбол с его неповторимой энергетикой, чудесами менеджмента и психологии, привлекает на свои трибуны первых лиц государства даже тогда, когда никто не гарантирует победу. Вероятно, футбол более других явлений общественной жизни возвращает чувство единства нации.

И Россия здесь не исключение, а скорее — немного запоздало подтвержденное правило. В Бразилии и Аргентине, например, никто и не отрицает, что футбол — это практически вторая религия.

Роль футбола как новой системной общественной коммуникации еще предстоит осмыслить.

А пока нас ждет кульминация футбольного мегапраздника, проводимая раз в четыре года.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: