Артем Токаревских Генеральный директор, Москва
Стратегические дорожные карты – незаменимые инструменты бизнес-планирования. Четыре этапа их разработки и использования.
Часто при решении международных вопросов используется такой инструмент, как «Дорожная карта». Давайте разберемся, какие виды дорожных карт применяются в управлении бизнесом, как их создавать и как с ними работать.
Дорожные карты используются как для стратегического планирования, так и для реализации различных проектов. Этот инструмент доступен как крупным холдингам, так и небольшим компаниям.
Зачастую компании в своей деятельности движутся на ощупь, практически не поднимая головы от текущих рутинных бизнес-процессов. В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся.
И здесь важно отметить, что неважно, с какой скоростью движется компания, если она идет не в ту сторону.
В определении правильного направления развития компании поможет такой инструмент как дорожная карта. Карты бывают двух видов:
- Стратегические дорожные карты. Основные характеристики карты этого типа – укрупненные этапы, обобщенные вехи, стратегические задачи. Она в основном разрабатывается на срок пять лет. Хорошо проработанная стратегическая дорожная карта должна создаваться с учетом форсайта (представления о будущих достижениях техники, интернета, развития технологий, социальной инженерии, поведенческих факторов клиентов и других направлений в зависимости от сферы деятельности компании). Стратегическое планирование не может обойтись без какого-либо плана.
- Дорожные карты проекта. В такие карты включаются вехи начала и окончания бизнес-проекта, основные этапы проекта, очередность этих этапов и промежуточные ключевые события. Без такого инструмента не обходится ни один проект. В текущей оперативной работе вы даже можете и не понять, что им пользуетесь. Зачастую все упомянутые моменты обсуждаются устно, закрепляются в договоре, или держатся в голове. Перенести знания на бумагу и визуализировать весь ход проекта очень рационально, ведь можно сразу выявить какие-либо несоответствия по срокам, составу работ, а возможно и по ограниченности ресурсов. Визуализация общего представления о проекте имеет поразительный эффект.
Дорожная карта обязательно согласовывается со стейкхолдерами и командой проекта. Если речь идет о стратегической дорожной карте, то в обсуждении должны участвовать представители тех отделов или департаментов, которых затронут работы, заложенные в план.
Стратегический ракетоносец Т-4. Легенда в одном экземпляре. Оружие России
Согласование обязательно должны быть формализовано, все предложения и корректировки должны сопровождаться письменными замечаниями от участников.
Актуальность корректировок и изменений должна обсуждаться коллегиально. В большинстве случаев из этих замечаний формируется реестр рисков проекта, который прикрепляется к основной документации карты.
Все предложения не должны остаться незамеченными и им должна быть присвоена своя оценка.
После создания карты начинается работа по ее детализации. Создается график второго уровня, в нем к основным ключевым событиям дорожной карты методом «от обратного» привязываются необходимые работы (в стратегической дорожной карте на пять лет работы графика второго уровня обычно имеют продолжительность полгода-год).
После создания графика второго уровня проверяются логические связи между ключевыми событиями и основными этапами. При этом вехи дорожной карты могут сдвинуться.
Обо всех изменениях необходимо уведомлять заинтересованные стороны и получать их комментарии.
При планировании работ в графике второго уровня стоит выбрать метод набегающей волны как наиболее удобный. После графика второго уровня идет более детальный – график третьего уровня, с длительностью работ от одного до трех месяцев.
После формирования такой пирамиды вам будут хорошо видны работы текущего месяца или недели. Привязка KPI к ключевым событиям графика позволит держать карту в рабочем состоянии и идти в верном направлении.
Для линейных менеджеров формируется план на месяц или другой отчетный период с привязкой KPI. Менеджеры имеют четкое представление, какие задачи им поставлены и каких результатов они должны добиться.
Функциональные руководители также должны самостоятельно планировать работу по этим задачам. При этом они устанавливают сроки выполнения тех или иных работ и указывают прогнозные даты.
За определенный период до достижения промежуточной контрольной точки менеджер должен просигнализировать, успевает ли он пройти этот участок пути в отведенные сроки или нет. Здесь основная важная идея – не наказывать отдельных сотрудников за нарушение сроков, а сформировать управляемый и контролируемый процесс.
Стратегическая дорожная карта как инструмент планирования – главный помощник в развитии любой компании. Использование данного простого механизма планирования позволяет визуализировать стратегию, определить основные знаки на пути фирмы к успеху.
Проектный менеджмент предполагает использование дорожных карт де-факто, даже на подсознательном уровне.
18 17 85 3